Воронеж КУЛЬТУРА

В Воронежском театре кукол поставили новый спектакль по сказкам Анны Корольковой

В Воронежском театре кукол поставили новый спектакль по сказкам Анны Корольковой

Источник: tv-gubernia.ru
У кукловода — три руки. Так говорят о новой постановке Воронежского театра кукол. Спустя 10 лет там вышел второй спектакль по сказкам бабушки Корольковой для малышей с четырех лет. Чем он отличается от первой постановки, и как актерам удается удержать внимание самых юных зрителей? Подробности выяснились на предпремьерной репетиции. На «Малышкину сцену» выходят коробейницы — Дарья да Марья. В руках у них ларцы — не простые, а волшебные. Внутри — наследие знаменитой воронежской сказочницы Анны Корольковой. Это уже второй спектакль по ее произведениям, поставленный в театре кукол. Со страниц ее книг сошли сказки «Чья лень больше» и «Мальчик с пальчик». Лариса Борисова, актриса Театра кукол имени В.А. Вольховского, исполнительница роли Дарьи: — Везде побеждает доброе, светлое, вечное. Это очень правильно. Сказки Корольковой — коротенькие. Каждая, вроде бы, такая маленькая, но такая объемная, настолько много про жизнь сказочница умела туда вмещать. Она собирала их по деревням, она слушала и умела услышанное удивительным образом преобразить, закруглить в сказку. Театр кукол — творчество коллективное, где художник должен мыслить, как режиссер, а режиссер — как актер. В этом смысле спектаклю повезло, ведь за перевод метафорического слога сказок на сценический язык взялись Александр Ечеин и Михаил Каданин. Михаил Каданин, режиссер-постановщик Театра кукол имени В.А. Вольховского, заслуженный артист Воронежской области, актёр: — Сказки осложняют жизнь театру драмы, а театру кукол сказки — хлеб, масло и еще что-нибудь на это. Потому что театр кукол сам по себе метафоричен. Мы все прекрасно понимаем, что это мятая бумага с мукой и клеем ПВА, но здесь вдруг она живет нашими человеческими страстями, желаниями, радостями, грустями и так далее. В виртуозных руках Ларисы Борисовой и Аси Рожковой оживают и разговаривают разными голосами персонажи Корольковой. У актрис множество мгновенных перевоплощений и обилие кукольных трюков. Благодаря чему и возникает та самая магия театра: и каша как будто с пылу с жару, и печка дымится, и лиса с волком и медведем помещаются в сумке Мальчика-с-пальчика. Александр Ечеин, художник-постановщик Театра кукол имени В.А. Вольховского, заслуженный художник России, член Международного союза кукольников: — Мы — маленькие дети, мы должны удивить сначала себя. Происходит много мест действия, много встреч, много событий, а ты же не будешь это словами рассказывать, надо показывать. Не иллюстрировать, а придумывать, как появляются персонажи, как они действуют потом. Потому что раз есть слова «он забрался в сумку», значит, он должен забраться в сумку. Мы не должны обманывать зрителя. Мы должны делать все, как для взрослых, только лучше. Этот спектакль насыщеннее и сложнее, чем предыдущий. В частности, из-за необычной системы кукол, которые иногда располагаются буквально на головах рассказчиц. Создатели постановки шутят: кажется, для воплощения всего задуманного у актрис должно быть как минимум по три руки. Михаил Каданин, режиссер-постановщик Театра кукол имени В.А. Вольховского, заслуженный артист Воронежской области, актёр: — Артисты-кукольники, у них не три, а четыре руки: две руки, две ноги. Еще и голова есть, поэтому они могут все! Это когда ты можешь поговорить с персонажем, с куклой, тут же «выключиться! и открыть второй план — актерский, как-то повзаимодействовать с актером, потом вместе что-то придумать, а там открываются третий и четвёртый планы. Это нужно прежде всего для того, чтобы зрители «Малышкиной сцены» не заскучали — как маленькие, так и взрослые, ведь смысловых планов в сказке несколько. Плюс масса импровизации и юмора. Жанр обязывает: это так называемая «скоморошина». Анастасия Рожкова, актриса Театра кукол имени В.А. Вольховского, исполнительница роли Марьи: — У нас примерно 20 кукол в спектакле на двух человек за полчаса, это достаточно много. И я считала: у меня 9 кукол в руках бывает за весь спектакль. Сложно, когда, например, я одной рукой держу одну куклу, второй я веду диалог, при этом озвучивает вторую куклу моя партнерша, и происходит такой симбиоз, когда полное погружение и включение должны быть. Просто невероятное количество кругов внимания должно быть в спектакле: и зрители, и куклы, и переходы, и живой план. Новый спектакль по сказкам Корольковой родился благодаря пожеланиям зрителей. Впрочем, в театре старались не просто угодить публике и сделать продолжение первой постановки, но создать нечто совершенно новое, сохранив при этом идею, стиль и уважение к народной мудрости, которую по крупицам собирала воронежская сказочница. Чтобы можно было не только посмеяться, но и задуматься. (4+)