Воронеж КУЛЬТУРА

Уникальный эксперимент: в воронежском вузе выяснили, как музыка влияет на организм человека

Уникальный эксперимент: в воронежском вузе выяснили, как музыка влияет на организм человека

Источник: tv-gubernia.ru
На стыке науки и искусства. В Воронежском университете инженерных технологий провели уникальный эксперимент по изучению влияния музыки на организм человека. В деле — биосканер здоровья: портативный потомок носа-диагноста, сверхчувствительный уловитель летучих соединений — молекулярного «зеркала» жизни. Как пахнет музыка, узнала и съёмочная группа «ТV Губернии». Это не просто выступление, а целый научный концерт, точнее, эксперимент. В университете инженерных технологий решили выяснить, как влияет музыка на организм человека. В помощь — инновационный прибор, чувствительность которого превосходит даже собачье обоняние: биосканер здоровья, оснащенный сверхточными газовыми сенсорами. Анастасия Шуба, доцент кафедры физической и аналитической химии ВГУИТ: — Если идет измерение, и в этот момент вступает певица и идет сильная нота, то это видно по сигналу сенсора: он начинает по-другому идти, показывая, что выделяются какие-то соединения, которые связаны именно с реакцией организма. То есть буквально измерение идёт 60 секунд, и за это время видно, что идут изменения. Это разработка профессора Российской академии наук, завкафедрой университета инженерных технологий Татьяны Кучменко. Прислоняют прибор к так называемым «зонам Захарьина-Геда» на лице и руках. Левая отвечает за сердечно-сосудистую систему, правая — печень и ЖКТ. Измеряют состояние организма до прослушивания, во время и после. Шесть портативных биосканеров обнюхивают одновременно более 15 человек. Плюс студенты. У них в наличии еще один прибор — трекер, непрерывно измеряющий состояние здоровья, разработка ученицы Татьяны Анатольевны — Евгении Доровской. Это уже второй масштабный научный эксперимент с музыкой. Первый был два года назад с арфой. Татьяна Кучменко, заведующая кафедрой физической и аналитической химии ВГУИТ, профессор РАН: — В перерыве между этими двумя экспериментами у меня была фокус-группа студентов, в возрасте от 19 лет до 21 года, которые слушали популярную у них музыку. Я вообще не смогла ее слушать, а они ее слушали и говорили, что она у них вызывает положительные эмоции, при этом организм реагировал на эту музыку резко отрицательно, весь спазмировался, никакие там эмоции положительные не вырабатывались, психосоматические проявления даже были. Кстати, когда появилась запись симфонической аранжировки песни «Сектора Газа» «Туман» (16+), то её тоже понюхали. Как выяснилось, звучание оркестра весьма благотворно сказывается на организме, даже если речь о переложении тяжелой или агрессивной музыки. Впрочем, здесь звучит другая музыка: романсы Рахманинова, Чайковского, Свиридова, отрывки из мюзиклов «Моя прекрасная леди» (0+) и «Кошки» (12+). Поет Екатерина Егорцова, выпускница Воронежского педуниверситета и академии имени Гнесиных, лирическое сопрано. Произведения подбирала сама — те, которые у самой вызывают отклик. Екатерина Егорцова, выпускница ВГПУ и академии имени Гнесиных, лирическое сопрано: — Музыка — это не просто звуки, это исцеление. И исцеление души, ведь мое состояние передается людям. И когда люди начинают плакать, выходят счастливые — это самая большая благодарность мне, что я смогла своим состоянием раскрыть душу. В основном человек только бежит, что-то делает, он в мыслях, он в напряжении, и музыка звучит, как лекарство, и в это время человек не думает, а чувствует. В фокус-группе — педагоги из разных уголков Воронежской области. В университет они приехали в рамках «Весенней школы учителей химии». Оксана Склярова, учитель химии Елань-Коленовской СОШ № 2 (Новохопёрский район): — Я, действительно, первый раз участвую в эксперименте научном, а здесь ещё и добавилось творчество, мы слушали такое сопрано, которое в театре не всегда услышишь в опере, и все это — в сочетании с научными разработками, это дорогого стоит, даже быть участником! Для нас, учителей химии, это полезно было, потому что мы должны детей своих не только обучать, но и развивать. А это область не познанная еще — грань между творчеством и наукой. Елена Головина, учитель химии, заместитель директора СОШ №18 (г. Воронеж): — Буквально после первого произведения было видно, что метаболом меняется, и энергия растет. У всех по-разному: у меня — откликнулось сердце. Здесь видно, как все взаимосвязано: и химия, и биология, и физиология. С помощью этого прибора можно определять на ранних стадиях отклонения в состоянии своего здоровья. Эксперимент показал, что на слова организм человека реагирует быстрее, чем просто на музыку, но реакция эта менее устойчива. Объяснение, говорят учёные, простое: все же человек — существо социальное. Однако и здесь не все так однозначно. Татьяна Кучменко, заведующая кафедрой физической и аналитической химии ВГУИТ, профессор РАН: — Не вся музыка может оздоровить, даже если она нам нравится. Не вся музыка может помочь нам выбраться из эмоциональных ям, даже если это наша любимая. Если человек находится в стрессе глубоком, то ему нельзя слушать музыку никакую. Такой удивительный вывод, который мы сделали на протяжении всех экспериментов: и с симфонической музыкой, музыкой Баха, и с популярной. Над разработкой уникального прибора Татьяна Кучменко трудится уже более четверти века. С годами он стал более совершенным и чувствительным, а буквально месяц назад завкафедрой ВГУИТ получила документ, подтверждающий, что гаджет дорос до запуска в серийное производство. Так что со временем биосканер для персонального мониторинга здоровья может появиться в любой аптечке. Так же эксперимент показал, что в большей степени на музыку реагируют сердце, сосуды и гормоны. А наибольший положительный эффект на фокус-группу оказала композиция «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди».