Воронеж БИЗНЕС

Боязнь профилактических визитов и недопонимание сторон – в Воронеже обсудили индекс административного давления на бизнес

Боязнь профилактических визитов и недопонимание сторон – в Воронеже обсудили индекс административного давления на бизнес

12:33 16 августа 8636 Пожаловаться на новость
Источник: abireg.ru
Воронеж. 16.08.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Индекс административного давления на бизнес ежегодно готовится аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей совместно с институтом экономики роста им. П. А. Столыпина. Согласно исследованию, в 2022 году Воронежская область по сравнению с предыдущим годом опустилась с 70-го места на 78-е. 16 августа воронежский бизнес-омбудсмен Павел Ковалев организовал встречу с представителями исполнительной власти и контрольно-надзорных органов, в ходе которой обсуждались значение этого индекса и возможности улучшения ситуации в регионе. Как отмечают авторы исследования, ежегодный мониторинг позволил выявить проблемы контрольно-надзорной деятельности, следствием чего стали принятие нового законодательства и переориентация на приоритет профилактического подхода. Ключевыми показателями индекса являются доля предупреждений от общего числа наказаний, доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных субъектов, и доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно-надзорных и профилактических мероприятий. Исполнительный директор Института экономики роста Антон Свириденко отметил, что авторы исследования работают над тем, чтобы перезагрузить индекс и сделать его более качественным и достоверным. «Воронежская область – регион специфический. Много у вас промышленных предприятий, инициатив, связанных с авиастроением. Крайне важно обеспечить свободу для бизнеса», – отметил господин Свириденко. Павел Ковалев пояснил, что за последние три года в регионе действительно произошло небольшое падение индекса. «Есть такая поговорка: достигнуть дна, чтобы оттолкнуться, главное, чтобы не постучали снизу. Очень важно понимать, что нам нужно делать», – пояснил цели мероприятия бизнес-омбудсмен. В результате в ходе обсуждения были подняты такие вопросы, как единообразные источники данных для исследования и дублирование информации, категоризация сведений, столкновение реальности и декларируемой свободы с законодательством. Если говорить без привязки к конкретным показателям индекса, то и представители правительства, и представители контрольно-надзорных органов сошлись во мнении, что зачастую сравнение работы ведомств (соответственно, и количество проверок бизнеса) в разных регионах не является объективным, так как каждый субъект отличается социально-экономическим развитием, природными особенностями и так далее. Стоит отметить, что аппарат уполномоченного работает над тем, чтобы субъекты сами были инициаторами профилактических визитов. Также была вскользь затронута проблема, когда конкуренты пишут друг на друга заявления, но Воронежская область не выбивается из общей картины по стране. Руководитель Департамента промышленности и транспорта Воронежской области Александр Десятериков отметил, что власти настаивают на том, чтобы количество профилактических визитов не уменьшалось. «Предприниматели не должны думать, что вожжи отпущены окончательно. Почему? Потому что в сфере промышленности и транспорта [по большей части предприятия, которые выполняют услуги и работу, относятся к категории высокой опасности]. На мой взгляд, некорректно причислять увеличение количества мероприятий к негативной тенденции. Смещение в сторону профилактических визитов должно быть, наоборот, позитивным фактором в работе контрольных органов. Отмена проведения проверок ни к чему хорошему не приведет ни для бизнеса, ни для потребителей», – считает глава департамента. Представитель прокуратуры отметила, что действительно регион от региона отличается, и привела пример, что пару лет назад к ним поступало 500 заявок на согласование проверок от Роспотребнадзора, а за этот же период в соседней Липецкой области была лишь одна заявка. «Это все цифры, которые можно скорректировать. <...> Например, доля предупреждений от общего числа наказаний. Можно попробовать исправить. Есть статьи, где предусмотрено предупреждение. Мы, безусловно, ориентируем и говорим: если предусмотрено предупреждение – назначайте предупреждение. Если есть возможность заменить штраф предупреждением, то тоже органы у нас все сориентированы. Игорь Иванович (Механтьев, руководитель Роспотребнадзора – прим. ред.) не даст соврать, Ространснадзор тоже активно применяет эту практику. У МЧС по 24 их рабочим статьям предусмотрено предупреждение, они тоже сориентированы, но есть другие части, которые не позволяют назначить такое наказание. Мы, конечно, будем более пристально смотреть и районы сориентируем на возможность в законном порядке применять эти меры», – отметила представитель ведомства. За последние семь месяцев прокуратура не согласовала 65% поступивших от контрольных органов запросов на проведение проверок. «Нами отсеивается очень многое. В том числе мы используем мотивировку о том, что контролирующий орган изначально не провел профилактическое мероприятие. Если увидел, что в ходе визита нарушение не подтверждается, то и оснований для инициирования контрольно-надзорных мероприятий нет, поэтому, пользуясь случаем, призываю органы более активно использовать профилактические визиты и отражать информацию в Едином реестре контрольно-надзорных мероприятий, так как эти сведения используются для индекса», – отметила представитель прокуратуры. Руководитель Департамента торговли и предпринимательства Сергей Корчевников удивился, что в некоторых регионах показатели у ряда контрольно-надзорных органов близки к минимальным значениям, и задался вопросом, неужели там никто не работает. «Уверен, что в каждом ведомстве есть свой рейтинг, который анализируется. У меня какие-то сомнения возникают. Понимаю, это новая система. Сказали немножечко поменять подходы, идут эксперименты. Но, наверное, правда где-то посредине. Если ведомство Игорь Ивановича вообще прекратит свою деятельность, то я как потребитель, не как чиновник, могу очень взволноваться, потому что это может привести к очень серьезным последствиям», – отметил господин Корчевников. О другой проблеме сообщила представитель территориального управления Росздравнадзора. По ее данным, в 90% случаев организации пользуются своим правом отказаться от проведения обязательного профилактического визита. Сами предприниматели не объясняют, почему отказываются, но участники сошлись во мнении, что это просто боязнь. На это обратил внимание и Александр Десятериков. Он пояснил, что бизнес опасается профилактических мероприятий, так как они могут быть использованы ведомствами лишь для того, чтобы «войти» на предприятие и затем инициировать проверки. Представитель прокуратуры попыталась заверить, что в Воронеже нет такой практики и органы не используют такой подход, а лишь проводят лекции, разъясняют что-то и так далее. «Коллеги, просьба, когда компания открывает для вас двери для профилактического визита, [не использовать его для чего-то негативного]. Промышленники хорошо общаются между собой, если мы будем допускать то, что после профилактического визита будет приходить проверка, которая выносит постановление с колоссальным штрафом, я вам совершенно однозначно могу сказать, что у нас будет негативное отношение как к профилактическим визитам, так и к проверкам», – несмотря на заверения прокуратуры добавил Александр Десятериков. Тем не менее есть сферы, где важно соблюсти баланс. Представитель МЧС рассказал, что даже при всей любви к предпринимателям они не могут выписать предупреждение. Он отметил, что иногда более мягкие меры взаимодействия с бизнесом могут обернуться для инспекторов обвинением по уголовной статье и сроком в колонии за то, что не было предпринято достаточных мер. Павел Ковалев акцентировал, что у всех сторон совершенно разное восприятие профилактических визитов, поэтому важно друг другу разъяснять цели всех мероприятий. В результате уполномоченный, представители правительства, контрольно-надзорных органов и общественных организаций договорились регулярно проводить встречи с бизнесом и обсуждать взаимные претензии и общие проблемы и страхи.