Частное дело – почему жители Черноземья отдают предпочтение коттеджам и таунхаусам
Воронеж. 20.11.2023. ABIREG.RU – Аналитика – 82% россиян мечтают о приобретении собственного загородного дома. Об этом свидетельствуют данные проведенного в 2022 году исследования Почта Банка. В опросе приняли участие 2 тыс. человек в возрасте от 18 до 55 лет из разных регионов России. Стремление жить в частном доме наблюдается и в Черноземье. Для примера: в Воронежской области по состоянию на начало 2023 года спрос на загородные дома вырос на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, сообщали эксперты компании «Этажи».
«Абирег» с помощью экспертов разбирался в причинах столь возросшей популярности загородного жилья. Достаточно ли в Черноземье соответствующих предложений? Есть ли в коттеджных поселках проблемы с инфраструктурой? Действительно ли дома в коттеджных поселках пользуются стабильным спросом на фоне растущих цен на городское жилье? Ответы на эти и другие вопросы ищите в нашем материале.
Целевая аудитория – айтишники на удаленке
Волна популярности загородных домов началась во время пандемии. Уже в 2020 году такое жилье стало более желанными для 39% россиян, следует из опроса, проведенного ДОМ.РФ и ВЦИОМ. Тогда же эксперты заговорили о необходимости развития сегмента загородных поселков и работы над тем, чтобы такое жилье стало более доступным, чему может поспособствовать приход на рынок крупных застройщиков.
Коммерческий директор агентства недвижимости «4 Комнаты» Ирины Данилова рассказала «Абирегу», что по состоянию на конец 2023 года спрос на частные дома в регионе достаточно стабилен.
«Сегодня, когда стоимость трехкомнатной квартиры в хорошей локации города приближена к стоимости дома в коттеджном поселке, многие покупатели переместили фокус внимания на загородную недвижимость. Кроме того, важную роль играют доступные программы по ипотеке – сельская и IT. Низкие процентные ставки делают объекты более привлекательными», – отметила риелтор.
По словам госпожи Даниловой, людей привлекают возможность дышать чистым воздухом и что-то перестраивать, отсутствие соседей, наличие небольшого участка земли и парковки, а также близость к природе.
«Коттеджные поселки современного типа – это не просто земельные участки, на которых возведены дома. Это реальные поселки, в которых предусмотрено собственное управление, охрана, проведены все коммуникации, транспортная логистика. В них есть все необходимые учреждения и заведения. Безусловно, на рынке есть предложения, где застройщики живут по старым стандартам, но, как правило, стоимость этих предложений значительно ниже», – подчеркнула эксперт.
По словам Ирины Даниловой, основных покупателей недвижимости в коттеджных поселках можно разделить на две категории. К первой относятся семейные люди с достатком выше среднего в возрасте от 40 до 50 лет. Нередко загородный дом это не единственное их жилье. Вторая категория – это обеспеченные молодые семейные пары со стабильным доходом, планирующие рождение детей, зачастую работающие на удаленке.
«Очень популярно данное направление у IT-специалистов. С 2022 года работники подобных аккредитованных компаний могут взять льготную ипотеку по минимальной ставке. При соблюдении всех условий ставка будет даже ниже той, что предлагается семьям с детьми», – пояснила риелтор.
Эксперт добавила, что изменились критерии при выборе самого дома. Покупатели уже не гонятся за усадьбами площадью 300-600 кв. м. Они хотят аккуратный эргономичный дом, площадь которого будет задействована по максимуму. И стоимость таких домов начинается от 4 млн рублей.
Типовой проект – залог разумной цены?
О тенденции к стремлению покупателей отдавать предпочтение жилью меньшей площади говорят и застройщики. Так, Владимир Малявин, генеральный директор ООО СЗ «Олимп+», который занимается возведением одноименного коттеджного поселка в селе Ситовка Липецкого района, рассказал «Абирегу», что сейчас люди чаще всего ищут жилье площадью от 40 до 60 кв. м. Это связано с уровнем их доходов.
Что касается цен на жилье в коттеджных поселках, то, по словам руководителя фирмы, сейчас они даже ниже, чем у квартир в черте города – 72 тыс. за квадратный метр против 90 тыс. рублей за квадратный метр за «однушку» в Липецке.
«Мы ориентировались на такие преимущества, как свое парковочное место, небольшой приусадебный участок, комфортное соседство. Есть только боковые соседи – сверху и снизу никого нет. Еще одно важное достоинство – локация. Примерно 10 минут езды до города, что соответствует времени, за которое можно добраться до центра из спального района», – рассказал гендиректор компании «Олимп+».
Многих потенциальных покупателей при рассмотрении варианта приобретения дома за городом волнуют вопросы инфраструктуры: будут ли в месте, где им предстоит жить, коммуникации и хорошие дороги. По словам Владимира Малявина, если застройщик занимается возведением индивидуальных домов, то в этом случае эти вопросы могут оставаться открытыми на протяжении долгого времени.
«Застройщик выкупает участок, «нарезает» его под коттеджи и ждет, когда найдутся покупатели, которые захотят там дом. Только после этого начинается строительство. Одновременно по 20-30 домов в таком случае не строят. И такой поселок может застраиваться в течение 20 лет. При этом общих коммуникаций там не будет. Застройщики не могут позволить себе таких затрат на стадии бизнес-модели. Поэтому для воды на таких участках будет скважина, для канализации – септики. Дорог может не быть, уличного освещения тоже», – отметил господин Малявин.
Если же речь идет о возведении единого поселка по типовому проекту – 20 и более домов – застройщики еще на этапе проектирования решают вопросы коммуникаций. В частности, в поселке «Олимп» уже проложены все необходимые коммунальные сети, осталось возвести линейные сети водоотведения с применением современного оборудования очистки.
Любопытно, что совсем недавно, в октябре, депутаты природоохранного комитета Липецкого областного совета и депутаты Липецкого городского совета параллельно подняли тему грамотного обустройства канализации на территориях частной застройки и роли бизнеса в этом процессе. Первый вице-спикер липецкого горсовета Борис Понаморев сообщил о том, что в населенных пунктах и пригороде зачастую нет централизованных систем водоотведения. А это, по его мнению, может привести к тому, что уже в следующем десятилетии вода в Липецке станет непригодна для употребления. При этом на данный момент только частный бизнес, предлагая и воплощая проекты коттеджных поселков, способствует решению проблемы цивилизованного обустройства коммуникаций в селах и частном секторе, снижая вред экологии и водным объектам, который уже нанесен выгребными ямами.
Директор по маркетингу белгородского застройщика ЖБК-1 Александр Старосельцев подтвердил «Абирегу», что при подобной застройке вопросы развитой инфраструктуры решаются еще на начальном этапе.
«Для наглядности приведу наш пример. Сейчас мы строим коттеджные поселки на земельных участках, которые выдает Белгородская ипотечная корпорация. Это территория уже со всеми сетями – вода, электричество, газ, канализация. Но если застройщик сам заходит на какой-то собственный земельный участок, то создание сетей и инфраструктуры – уже его персональная задача», – рассказал господин Старосельцев.
Покупатели стали выбирать одноэтажные дома, а не двухэтажные
Помимо вопросов к инфраструктуре людей часто останавливает вопрос цены. Есть мнение, что хороший коттедж – это дорого. Однако Александр Старосельцев говорит, что современные технологии позволяют решить эту проблему.
«Чтобы цена дома в коттеджных поселках была в разумных пределах, они должны быть построены по типовым проектам и индустриальным способом, основные конструкции должны быть произведены в заводских условиях. Нельзя дешево построить 100 домов, при этом так, чтобы все они были разными. Уникальное жилье всегда будет стоить дороже, так как потребуется разработка 100 различных проектов строительства», – рассказал господин Старосельцев.
Эксперт отметил, что в последние несколько месяцев наблюдается повышенный интерес белгородцев к покупке квартир и домов.
«Это связано с ростом ключевой ставки, на самом высоком уровне ведутся разговоры о сокращении льготных госпрограмм. Люди пытаются успеть воспользоваться этими госпрограммами, взять кредит под низкую ставку. По сельской ипотеке другая ситуация. Она выдается под 3% годовых, но имеет свои лимиты субсидий. Ставка для граждан выгоднее программы господдержки. Но лимиты, утвержденные аккредитованным банкам, к сожалению, достаточно быстро заканчиваются. Когда государство вновь утверждает их – возрастает спрос на коттеджи. Сейчас как раз такой момент, поэтому загородное жилье вновь пользуется особой популярностью», – поделился господин Старосельцев.
Также мы поинтересовались у застройщиков, возникают ли у них сложности при строительстве коттеджных поселков. Александр Старосельцев ответил, что их компания ни с чем подобным не сталкивалась.
«Сейчас все заинтересованы в том, чтобы увеличить объемы ввода, потому что вопрос обеспечения жильем стоит остро и он на контроле всех уровней власти. Если земли уже выданы под строительство – то оно должно быть быстрее закончено, а дома – введены в эксплуатацию, чтобы люди могли там жить», – подчеркнул господин Старосельцев.
Риелтор агентства «Титул» Юлия Шабанова рассказала «Абирегу», что главное преимущество коттеджных поселков перед частными домами – хорошие дороги, освещение, огороженная территория, соседи примерно одного возраста и уровня достатка.
«В коттеджных поселках всё в едином стиле. Не будет такого, что пять домов уже построены, а шесть соседних участков заросли. Плюс покупка от застройщика субсидируется государством, есть господдержка», – пояснила госпожа Шабанова.
Также риелтор рассказала, какие коттеджи сейчас пользуются популярностью. Если 10 лет назад покупатели отдавали предпочтение двухэтажным домам, то с начала пандемии коронавируса начали выбирать одноэтажные. Людей интересуют постройки площадью от 90 до 140 кв. м. Если раньше большинство хотело дома с гаражом, то сейчас ограничиваются парковочным местом, желательно с навесом. Что касается планировки, то наибольший интерес представляют следующее варианты: кухня, совмещенная с гостиной, три спальни и два санузла. У многих есть запрос на гардеробную.