Воронеж БИЗНЕС

Возмездное высшее образование не значит платное? Интервью «Абирега» с Александром Сысоевым

Возмездное высшее образование не значит платное? Интервью «Абирега» с Александром Сысоевым

Источник: abireg.ru
Воронежский депутат Александр Сысоев в своем телеграм-канале разместил выдержки из сделанного им доклада на совещании под председательством вице-премьера РФ Татьяны Голиковой. Пост получил резонанс из-за тезиса о необходимости сделать все высшее образование «возмездным».«Абирег» побеседовал с депутатом городской Думы о том, зачем он предлагает такие на первый взгляд непопулярные меры в разгар приемной кампании и всем ли придется платить за «вышку»?СправкаПредседатель ассоциации спортивных вузов России. Ректор Воронежской гос. академии спорта. Мастер спорта по баскетболу. В политике 27 лет. Председатель постоянной комиссии Воронежской городской Думы по ЖКХ, дорожному хозяйству и благоустройству. – Целью совещания под председательством Татьяны Голиковой была разработка национального проекта «Кадры», который стартует с 1 января 2025 года. Можете ли поделиться какими-то инсайдами уже сейчас?– Начать нужно все же с цели этого нацпроекта, зачем он нужен? Владимир Владимирович озвучил ее как «скоординировать профессиональную самореализацию россиян с возможностями системы образования и сильно изменившимися требованиями рынка труда». Определенный перечень мер Правительством РФ уже выработан, это подтверждают доклады трех министров - труда и соцзащиты, науки и высшего образования, а также здравоохранения, которые открывали прошедшее совещание. Однако, для того, чтобы сонастроить отрасли и получить результат, нужно время. Иллюзий на эту тему нет, так Татьяна Алексеевна и резюмировала - впереди еще полгода подготовительной работы, где каждый фактор имеет настолько высокий удельный вес, что даже один неверный шаг из выстроенной последовательности может дать сбой всей системе. Расходы из бюджета на высшее образование огромные. Они могут остаться прежними, но на других принципах возмещения затрат, которые будут обеспечивать решение кадровой проблемы. При этом если выпускник вуза пойдет на оплаченное для него государством или бизнесом место работы, с него автоматически спишется обязанность платы за учебу. Это можно сделать, например, через «Госуслуги».– В разработке нацпроекта участвуют руководители ассоциаций отраслевых вузов и ректоры ведущих вузов страны. Ваши предложения как ректора спортивного вуза касались кадров этой отрасли?– Только отчасти, потому что рынок труда просел в целом и работа идет системная, значит, в своих умозаключениях нужно принимать во внимание не деталь, а весь механизм. Я точно не отношусь к тем людям, которые будут прятаться за обстоятельства или делать выбор в пользу популизма и общественного мнения, если пора что-то менять. А во взаимосвязи системы образования и рынка труда уже точно настало время для трансформаций. Тактические меры для нацпроекта Правительство уже предложило, но ведь нужно, чтобы ситуация не повторялась следующие 10-15 лет, а значит это вопрос стратегии, а также выработанных у новых поколений граждан других ценностей плюс повышение престижа и значимости высшего образования. – Вы говорите о ценностях у новых поколений, но что должно измениться в голове у молодого человека, чтобы это повлияло на рынок труда в стране?– Буквально у каждого выпускника школы уже должно быть заложено понимание трех понятий. Во-первых, здоровье - базовая и истинная ценность, которая поможет построить успешную жизнь. Главное, чтобы у человека была в голове эта ценность здоровья и желание получить знания, умения и навыки для того, чтобы сохранять его в будущем. Что этому может помочь?Поменять форму и содержание уроков физической культуры и физического воспитания в целом, и в этой парадигме скорректировать всю программу общего образования. Начать дискуссию и технологически подготовить возможность к переходу уплаты страховых взносов с работодателя на работника. Во-вторых, конкурентоспособность. В школе нужно подготовить будущие поколения к тому, что конкуренция - это естественно. Тогда было бы меньше страха перед изменениями и, наоборот, сформировалась бы привычка соревноваться. Вот это «не бояться конкуренции на рынке труда» легче воплощать, когда знания свежие. Значит, повышение квалификации тоже должно стать не теоретическим процессом, а практическим. И третье качество, любовь к Родине. Эта черта неотъемлема, назовите это патриотизмом или другим определением. Для укрепления этого понятия я вижу следующие шаги: изменить методику преподавания истории в школе, начав с краеведения. Начать не с мировой, а с изучения своего генеалогического древа, истории своего района, города, края и его выдающихся личностей, страны, а потом уже и мира. Закрепить это созданием и распространением местных атрибутов, визуальных символов нашего края, отражающих культурный код региона и его жителей.– Допускаем, что дошкольное и школьное образование хорошо поработали и мы получаем именно такого выпускника. Что же дальше, он может получить высшее образование только если заплатит государству?– Я специально говорю о возмездности, потому что платное это когда человек покупает образовательную услугу и дальше распоряжается ей по собственному желанию. Может вообще забросить диплом и ни дня не проработать по специальности. Если же идет вопрос о возмездности, то государство – заказчик и за бюджетный счет готово обучать специалистов у которых есть дальше выбор. В случае, если они потом хотят уйти из профессии по которой прошли обучение, то да, им придется компенсировать траты на свое обучение.Это же еще и дисциплинирует все стороны процесса: работодателей и регионы, которые будут совместно формировать госзаказ, а также самих студентов - будущие кадры. Система позволяет уменьшить нынешнюю погрешность в расчетах количества бюджетных мест и необходимых профессий.Да, может быть расхождение в том, что регионы не смогут принять всех желающих, и тогда нужно будет ехать в другой субъект. Но это же может стать мотивацией хорошо учиться для студентов, повышая свой рейтинг. Решение о распределении принимается на последнем курсе по рейтингу успеваемости, который был составлен на первом курсе и потребностей регионов тоже на первом. И если у человека есть ценности о которых мы говорили выше, то будет и работа на результат. Нынешняя система мотивации в вузах, в том числе и с помощью стипендий, далека от идеальной. Вот еще один инструмент как ее исправить.Не выиграл конкуренцию, но и не нравится регион, в котором государству требуются работники, твое право отказаться. Но если остался в профессии, заплати часть суммы, которую государство потратило на твое обучение.Что касается лучших из лучших студентов, то престиж вуза может еще и основываться на его возможности самостоятельно определить нужные учебному заведению и науке кадры, и предоставить им грант на бесплатное обучение.  Конечно, все это вопросы для дискуссий. Но прения и выработку общего решения по теме кадров необходимо начинать уже сегодня, чтобы сама идея проросла и дала возможность исправить много нормативно-правовых документов, а главное, отложиться в сознании всех участников процесса.