Воронеж БИЗНЕС

Изменения в дроблении бизнеса: что нового? Колонка эксперта «Абирега»

Изменения в дроблении бизнеса: что нового? Колонка эксперта «Абирега»

10:48 05 августа 8750 Пожаловаться на новость
Источник: abireg.ru
В рамках проводимой масштабной налоговой реформы 12 июля вступили в силу правила амнистии при дроблении бизнеса. Их фактическое применение будет возможно с 1 января 2025 года и распространится только на тех налогоплательщиков, которые не были привлечены к ответственности в этой части к моменту вступления в силу закона. Более ранняя дата старта (в первоначальной редакции планировалось, что документ вступит в силу только 1 января) позволит большему числу налогоплательщиков воспользоваться механизмом амнистии. Амнистия предполагает прекращение обязанности по уплате как самих налогов, связанных с дроблением бизнеса, так и пеней, штрафов, предусмотренных ст. 119, 120, 122 НК РФ. Правила распространяются на налоговые периоды 2022, 2023, 2024 годов и будут применяться только к тем налогоплательщикам, которые добровольно отказались от дробления в 2025 или 2026 годах. Прописанная в законе вариативность поведения налогоплательщика, использующего схему дробления в 2022-2024 годы, детальным образом проработана в законе. Применение на практике пограничных статусов налогоплательщика (отказ от дробления или его продолжение в 2025-2026 годах) не должно вызвать сложностей. А вот с рядом пограничных статусов, по всей видимости, потребуются уточнения. Например, в законе описана ситуации, когда в отношении налогоплательщика внесена запись в государственный реестр о том, что организация находится в процессе ликвидации или признана банкротом и открыто конкурсное производство, с момента внесения такой записи прекращается обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, подпадающих под амнистию. В то же время в обоих описанных случаях организация может выйти как из процедуры ликвидации, так и из процедуры банкротства. То есть налогоплательщик сможет продолжить свою деятельность, а от недоплаченных налогов будет освобожден, что очевидным образом противоречит смыслу предложенных законодателем правил амнистии. Стоит обратить внимание на неудачно сформулированное в законе определение термина «дробление». К сожалению, законодатель, давая такое определение, использовал словосочетание, не имеющее расшифровки в законе и должной определенности, – «единая предпринимательская деятельность». Несмотря на то, что все споры вокруг дробления и были связаны с вопросом трактовки понятия единого бизнеса. Очевидно, что судам всё так же придется при рассмотрении подобных споров руководствоваться не нормой права, а сформированной судебной практикой, как минимум в части понятия единой предпринимательской деятельности. Исходя из этого можно сделать вывод, что новое правоприменение не претерпит каких-либо существенных изменений. Не исправило этой ситуации и вышедшее письмо ФНС от 16 июля № БВ-4-7/8051@. Фискальный орган ограничился указанием на определение термина «дробление», сформулированного ранее ВС РФ (по тексту отличного от обсуждаемого определения в законе), и примерами из относительно свежей судебной практики со ссылкой на обстоятельства конкретных дел, очевидным образом свидетельствующие об использовании налогоплательщиком схемы дробления бизнеса. Письмо ФНС – набор прецедентов и маркеров для налогоплательщика, но не разъяснение к новому тексту закона. С учетом новых базовых показателей УСН в 2025 году вопрос дробления бизнеса при применении УСН затронет куда более значительное количество предпринимателей, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, с учетом дополнительной налоговой нагрузки в 2025 году в 5% НДС (при доходе до 250 млн) или 7% НДС (при доходе до 450 млн) сохранить ставку в 6 или 15% смогут только те налогоплательщики, чей доход не превысит 60 млн рублей. При этом правило про 60 млн дохода нужно выдержать уже в 2024 году: если за последний отчетный период УСН твои доходы были больше этой суммы, то в новом году ты не имеешь права на освобождение от НДС. Во-вторых, мало того, что все упрощенцы – плательщики НДС, проблема этого НДС заключается в том, что он не подлежит вычету. А значит, это скорее налог с продаж или фактически увеличенная ставка налога спецрежима. Возможность вычета входящего НДС предоставляется только тем упрощенцам, которые будут использовать базовую ставку в 20%. Таким образом, все желающие сохранить минимальное налогообложение попадут под риски дробления или увеличат свои налоговые отчисления на указанные выше ставки НДС. Уже в этом году бизнесу стоит ожидать усиления контроля со стороны налоговых органов за соблюдением налогового законодательства, в том числе в части борьбы с дроблением бизнеса, применения фискальными органами всё более совершенных инструментов администрирования при проведении предпроверочного анализа налогоплательщика. Коммерсантам стоит внимательнее отнестись к внутренней структуре своего бизнеса и досконально разобраться в выработанных налоговым органом и правоприменением маркерах, указывающих на дробление. Помимо указанного по тексту письма ФНС РФ рекомендую ознакомиться по этой теме с обзором практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды, утвержденным Президиумом Верховного суда РФ 13 декабря 2023 года и письмом ФНС от 11 августа 2017 года № СА-4-7/15895@.