Воронеж БИЗНЕС

«Уникальное время вкладчика». Управляющий банком ВТБ в Воронежской области – о потребительском поведении клиентов

«Уникальное время вкладчика». Управляющий банком ВТБ в Воронежской области – о потребительском поведении клиентов

Источник: abireg.ru
В Воронеже состоялась пресс-конференция управляющего банком ВТБ в Воронежской области Игоря Нестерова, в рамках которой была представлена аналитика по итогам работы за девять месяцев 2024 года, на основе которой эксперт рассказал, как изменилось потребительское поведение воронежцев. Ключевые тренды Ключевыми трендами в потребительском поведении воронежцев в этом году спикер назвал более ответственный подход к своему бюджету, осознанные траты, повышенное внимание к кешбэкам и программам лояльности. Кешбэк в рублях воронежцам нравится больше, чем в баллах или бонусах. Это подтверждает статистика: новая программа лояльности банка с кешбэком в рублях повлекла за собой рост клиентской базы на 17%. Любимые кешбэк-категории: «Все покупки», «Супермаркеты», «Кафе и рестораны», «Аптеки», «Одежда и обувь». Еще одна интересная тенденция этого года: вместо бесцелевых потребительских кредитов с графиком обязательных платежей и уплатой процентов воронежцы всё чаще оформляют кредитные карты с длинным грейс-периодом. Что касается выплаты уже взятых кредитов, то заемщики не спешат погашать досрочно займы, оформленные по комфортным ставкам. Имеющиеся свободные средства люди размещают на вкладах, а с дохода оплачивают часть платежей по кредитам. «Воронежцы придерживаются сберегательной модели» За девять месяцев текущего года объем сбережений и инвестиций жителей Воронежской области в ВТБ увеличился на 25% – почти до 162 млрд рублей. В среднем каждый держит на счетах около полумиллиона рублей. В условиях закрепившихся высоких значений ключевой ставки кредитные организации начали смещать максимальные ставки по вкладам с коротких периодов на среднесрочные. По мнению эксперта, до тех пор, пока ключевая ставка не начнет опускаться, банки будут предлагать вкладчикам экстрадоходность. У вкладчиков, у которых открыты и вклад, и кредит в банке, в среднем доход по депозиту составляет треть от платежа по кредиту. Помимо традиционных сберегательных решений воронежцы активно пользуются инвестиционными инструментами. Активность по инвестпродуктам за три квартала выросла почти на четверть (22%) – вместе с ростом экономической грамотности населения. «Сейчас исторически уникальное время вкладчика. Ключевая ставка поднималась в течение 2024 года с 16 до 21%, вместе с ней росли и проценты по вкладам. До тех пор, пока ключевая ставка не начнет опускаться, банки будут предлагать вкладчикам экстрадоходность. Подтверждением тому служит рост нашего портфеля привлеченных средств розничных и корпоративных клиентов. С начала года он вырос на 26% и достиг 229,4 млрд рублей», – сказал управляющий банком ВТБ в Воронежской области. «Что касается кредитования, – пояснил спикер, – наши показатели наглядно иллюстрируют происходящие в экономике процессы: розничное кредитование, в соответствии с политикой регулятора, замедляется. Мы ожидаем общерыночное снижение спроса на розничные кредиты на 16% к итогам прошлого года». Основным фактором снижения Игорь Нестеров назвал ипотеку, а главным драйвером роста – автокредитование. Во втором полугодии рынок ипотеки начала «охлаждаться». Меняется соотношение доли готового и строящегося жилья – в сторону первого. Что касается автокредитования, то данная сфера оказалась в плюсе. Этот рынок будут поддерживать льготные программы на покупку новых машин. В Воронежской области ВТБ удерживает первое место на рынке автокредитования, выдавая каждый третий автокредит в регионе. Как сохранить свои деньги? В рамках пресс-конференции была затронута и тема финансовой безопасности. Игорь Нестеров рассказал, что, по статистике, 85% пострадавших самостоятельно переводят деньги на неизвестные счета, снимают наличные и отдают их мошенникам, делятся личной информацией. При этом если раньше злоумышленники ориентировались прежде всего на пожилых людей, то сегодня их фокус внимания сместился на людей среднего возраста со стабильным доходом. Управляющий банком напомнил о простых правилах безопасности, которые помогу сохранить свои деньги. Не отвечать на звонки и сообщения с неизвестных номеров. Прекращать общение с подозрительными лицами, даже если они представляются сотрудниками банков, органов власти и ведомств.  Подключать блокировку спам-звонков от операторов сотовой связи или известных надежных разработчиков ПО – себе и членам семьи, – настроить лимиты по операциям с картами и счетами в онлайн-банке. Внимательно читать коды, поступающие в СМС из банка, от сотовых операторов, и никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать их. Не устанавливать неизвестные приложения на смартфон, не производить демонстрацию экрана смартфона. При утрате карты, телефона, sim-карты – незамедлительно проинформировать банк. Проводить профилактические беседы с членами семьи (детьми, людьми старшего поколения) о том, как действовать в случае звонков мошенников. При получении в мессенджеры сообщения от родственников или знакомых с просьбой помочь и перевести им деньги, перезвонить написавшему и уточнить просьбу. «Банковские кредиты остаются ключевым инструментом для масштабирования бизнеса» Кредитный портфель среднего и малого бизнеса банка в Воронежской области относительно начала года увеличился на 18% и составил 92,5 млрд рублей. В отраслевой структуре кредитного портфеля 38% приходится на предприятия пищевой промышленности и сельского хозяйства, 27% – на сферу жилищного строительства и недвижимости, 10% – на торговлю. Портфель привлеченных средств корпоративных клиентов по итогам девяти месяцев вырос на 24% и составил 53,8 млрд рублей. Ставки для бизнеса на размещение денежных средств примерно коррелируют с уровнем ключевой ставки. «Мы уделяем особое внимание поддержке среднего и малого бизнеса, потому что благополучие этой сферы является основой эффективного развития региональной экономики. Банковские кредиты остаются ключевым инструментом для решения текущих задач и масштабирования бизнеса. Обеспечение доступности кредитных средств для предпринимателей – одна из наших важнейших задач», – подчеркнул господин Нестеров. Расширение сети и выездного сервиса По словам спикера, в регионе насчитывается пять городов присутствия банка (Воронеж, Нововоронеж, Лиски, Россошь и Борисоглебск), 17 офисов и 230 банкоматов. В планах открытие офисов в Павловске и Острогожске, а также обновление отделений в Воронеже. В следующем году ВТБ присоединит Почта Банк и РНКБ. Кроме расширения сети банк планирует продолжить развивать выездной канал обслуживания. Сегодня услуги ВТБ доступны в 40 населенных пунктах, к новому году их станет 149. Чаще всего жители Воронежской области заказывают доставку дебетовых и детских карт, запрашивают кредитную историю, информацию о программах лояльности и помощь в настройке SMS-уведомлений. Что год грядущий нам готовит? В качестве прогноза на 2025 год Игорь Нестеров процитировал первого заместителя президента – председателя правления банка ВТБ Дмитрия Пьянова: «Нас ожидает «засуха» в кредитовании. Наступающий год может стать годом очень низких приростов во всех сегментах. И, возможно, минимальным по приросту в корпоративном и розничном портфеле за последние десять лет».