![Сенатор Лукин инициировал разработку предложений по повышению качества исполнения стройконтрактов](/image/photo/ef/46/1e/280052_s1.jpg)
Сенатор Лукин инициировал разработку предложений по повышению качества исполнения стройконтрактов
В Совете Федерации под председательством сенатора от Воронежской области Сергея Лукина прошло совещание на тему «Совершенствование системы ценообразования в строительной отрасли». Предложения по повышению качества исполнения строительных контрактов рассмотрели сенаторы, начальник Управления экспертизы сметных нормативов Главгосэкспертизы Андрей Савенков, замруководителя аппарата Ассоциации «Национальное объединение строителей» Павел Малахов и другие эксперты. Сенатор Лукин отметил, что от точного определения цены контракта на строительство инвестиционных объектов зависит эффективное выполнение проектов и соблюдение сроков строительства.
«С 2023 года регионы поэтапно перешли на ресурсно-индексный метод (РИМ) расчета сметной стоимости строительства. У такой модели большое количество плюсов, главный из которых – значительное повышение достоверности определения стоимости реализации проекта и обеспечение ее соответствия рыночным показателям. В процессе внедрения нового метода на практике был выявлен ряд проблем, требующих дополнительного регулирования данного механизма расчетов», – подчеркнул Сергей Лукин.
Основной цифровой платформой и главным источником при формировании сметной стоимости строительства объектов является Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Там размещаются текущие сметные цены строительных ресурсов с индексами изменения сметной стоимости строительства. По статистике, средняя наполняемость системы по РФ крайне низкая – составляет 11-15 % в зависимости от региона. Отсутствие достоверной информации, в свою очередь, не позволяет специалистам Главгосэкспертизы определять достоверность смет, составленных для строительства объектов государственного и муниципального заказа.
«Основное условие успешной и эффективной реализации ресурсного метода – количественное и качественное наполнение ФГИС ЦС данными о стройресурсах. К нашему совещанию мы провели опрос в 32-х регионах России, и фактически все они отметили проблему невысокого уровня наполняемости системы», – отметил парламентарий.
Мониторинг выявил, что после перехода на ресурсно-индексный метод фактическая проектная стоимость объектов в большинстве случаев не соответствует цифрам, заложенным в смету. По мнению сенатора Лукина, основная сложность в том, что предприниматели, поставщики и производители не понимают необходимости размещения актуальных данных.
«В итоге номенклатура материалов, стоимость которых размещена в ФГИС ЦС, значительно меньше реально имеющейся у поставщиков. Из-за процедур согласования в Минстрое и других структурах отставание публикуемых цен от фактических составляет около полугода. К тому же методики расчета ориентируются не на среднюю, а на минимальную отпускную стоимость ресурса. Реальная сумма затрат оказывается существенно выше», – пояснил Сергей Лукин.
При ориентировании на такую цену при определении сметной стоимости существуют риски отказа подрядчиков от участия в конкурсах на выполнение работ, и как следствие, срыв сроков реализации проектов по госконтрактам. Для стимулирования к внесению сведений о ценах в ФГИС ЦС сенатор предложил ввести систему административных штрафов. Кроме того, необходимо рассмотреть вопросы о включении в перечень лиц, которые должны предоставлять сведения в ФГИС ЦС, организаций, которые включены в Реестр НОСТРОЙ в качестве добросовестных производителей и поставщиков стройресурсов. Одним из главных критериев для включения юрлиц в такой Реестр надо определить регулярную подачу ими достоверных данных о стоимости материалов в систему.
Большое внимание на совещании было уделено теме корректного расчета заработной платы работников строительной отрасли. Сведения об оплате труда, содержащиеся в ФГИС ЦС, не соответствуют реальным из-за практики «серых» зарплат. Заместитель руководителя аппарата Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Павел Малахов заметил, что для строителей важно не столько количество источников, передавших информацию в ФГИС, сколько наименований продукции содержится в ней. Представитель НОСТРОЙ отметил нехватку в регионах кадров, занимающихся экспертизой сметной документации. Нужны мониторинговые центры.
Сенатор Лукин предложил Минстрою и Главгосэкспертизе рассмотреть указанные предложения. Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко сообщил, что Минстроем уже составлена дорожная карта по решению данной проблемы. Сроки ее реализации – 2025 год и первый квартал 2026 года.
По итогам совещания был составлен протокол, который рассмотрят на ближайшем заседании комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Выработанные предложения передадут в Минстрой.
«Данные меры могут способствовать улучшению ситуации в отрасли и повышению качества исполнения строительных контрактов», – резюмировал Сергей Лукин.