
Сенатор Сергей Лукин обсудил в Совете Федерации права дольщиков
Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в расширенном заседании Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Участники обсудили вопросы совершенствования правового регулирования защиты прав граждан – участников долевого строительства. Комитет Совета Федерации провел интернет-конференцию на эту тему с 15 января по 28 февраля 2025 года.
«Правовое регулирование в сфере защиты прав участников долевого строительства является приоритетным и требует постоянного и всестороннего контроля со стороны государства», – отметил сенатор Сергей Лукин.
Он напомнил, что 1 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон № 266-ФЗ, который определяет перечень мер гражданско-правовой ответственности застройщика. Законом установлено, что неустойка (пени) выплачивается застройщиком в размере не более 3% от стоимости договора. Был ограничен и размер штрафа, который может быть взыскан с застройщика в пользу участника долевого строительства. Однако анализ показывает, что правоприменительная практика внесенных изменений еще не успела сформироваться. Сергей Лукин отметил необходимость внесения изменений в законодательство для защиты прав застройщиков и дольщиков. Он подчеркнул, что проблемы, связанные с договорами долевого строительства, требуют незамедлительных решений, поэтому необходимо разработать предложения по корректировке законодательства.
На заседании также было озвучено предложение о продлении моратория на передачу объектов долевого строительства, который действовал до конца 2024 года. Сергей Лукин отметил, что внесение изменений в закон может занять много времени, а застройщики и дольщики продолжают сталкиваться с проблемами, которые неофициально получили название «потребительский терроризм». Анализ показывает, что в последние годы в стране наблюдается рост случаев злоупотребления правом со стороны потребителей. Важную роль в этом играют юридические компании, которые заинтересованы во взыскании компенсаций. Как правило, они получают от 30 до 50% от взысканной суммы.
Представители строительного сообщества обратили внимание на увеличение числа судебных исков от участников долевого строительства к застройщикам по вопросам несоответствия качества передаваемых объектов. Анализ показал, что разногласия между сторонами требуют разумных механизмов для их урегулирования.
Сенатор Лукин также обратил внимание на сложности из-за отсутствия единого подхода судебных инстанций и выразил готовность активно участвовать в разработке новых законодательных инициатив. Он призвал коллег обратить внимание на важные аспекты, касающиеся досудебного разбирательства и сроков рассмотрения дел, подчеркивая необходимость внесения изменений в существующие рекомендации для правительства, чтобы закрепить требования к досудебному урегулированию споров.
Рассмотрев и обсудив проект рекомендаций интернет-конференции, Комитет принял решение утвердить их и направить копию в Правительство, Министерство строительства и ЖКХ, Фонд развития территорий и ДОМ.РФ.
Ещё одним вопросом повестки заседания стал проект федерального закона № 836670-8 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О публично-правовой компании «Роскадастр» и отдельных законодательных актах Российской Федерации», который был внесен правительством Российской Федерации 3 марта 2025 года. В частности, законопроект предлагает расширить функции и полномочия публично-правовой компании «Роскадастр». Согласно новым поправкам, компания будет иметь право заключать соглашения с органами власти, субъектами РФ и органами местного самоуправления для выполнения ключевых задач. Также планируется определение участков, пригодных для экономического оборота, и подготовка документов для образования и предоставления государственных и муниципальных участков.
Законопроект не предусматривает передачу властных полномочий компании. Соглашение между «Роскадастром» и местными властями будет содержать порядок и условия финансирования деятельности компании, при этом источниками финансирования станут средства бюджета субъекта РФ или местных бюджетов, не превышающие 50% от поступивших доходов.
Сейчас с муниципальными образованиями ведется работа по созданию полного и точного Реестра недвижимости. Многие регионы, депутаты Госдумы и сенаторы поднимали вопрос о нехватке кадров для выполнения этой работы. В связи с этим предлагаемый механизм позволяет регионам и муниципалитетам самостоятельно решать, заключать ли соглашение с «Роскадастром». Если соглашение окажется выгодным, компания готова взять на себя выполнение работ. Законопроект был поддержан всеми членами Комитета единогласно.