
Just business vs корпоративный конфликт
В центре внимания – конфликт учредителей ООО «Современный Агро Бизнес» (САБ): основательницы ООО «Агросорос Трейд» Светланы Смирновой и директора САБ Олега Карпова. Мнения сторон относительно истоков спора разнятся, а на кону – эксклюзивные права на перспективный сорт сои.
Кто прав, кто виноват: версии сторон
По мнению Олега Карпова, причина конфликта кроется в его разводе со своей супругой, познакомившей его со Светланой Смирновой. Отсчет времени – осень 2024 года. С его слов, во время развода у него состоялся разговор с госпожой Смирновой, заверившей его, что «семейные дела — это отдельно, а бизнес — это отдельно». Об этом «Абирегу» сообщил сам директор САБ.
Однако далее рассказ господина Карпова становится крайне противоречивым. По его версии, 6 декабря, вернувшись после командировки, доступ в офис САБ без объяснения причин был для него заблокирован. Версия Светланы Смирновой кардинально отличается. По ее словам, конфликт начался не из-за развода, а из-за того, что Олег в течение 2024 года выводил активы общества и не исполнял обязательства перед контрагентами. ООО несло убытки из-за неграмотного управления. А в декабре 2024 года Олег Карпов и вовсе тайно, не уведомляя мажоритарного участника и главного инвестора проекта, перевел на себя самый ценный, прибыльный актив компании на свое ИП – исключительные права на патент сорта сои «Бирюза». Из-за этого и начался конфликт.
Сам же господин Карпов утверждает, что перевод патента на свое ИП – это мера защиты, которая «законом не возбраняется».
«Я понимал, что будет сейчас война, и чтобы немножко подстраховать себя, чтобы мне какие-то козыри остались, я на пять лет сделал исключительно лицензионный договор с САБа на свою ИПшку», — пояснил собеседник агентства.
Следует отметить, что текст лицензионного договора господин Карпов не предоставил даже по запросу Арбитражного суда Воронежской области, сославшись на отсутствие бумажного носителя. «Нет бумажки, нет проблем», — девиз директора САБ.
Ситуация напоминает шахматную партию, где каждый игрок пытается просчитать ходы противника на несколько шагов вперед. Однако в этой игре ставки измеряются десятками миллионов рублей, а фигурами выступают не только активы компании, но и репутация участников конфликта.
Финансовые разногласия: убытки или запланированные инвестиции?
Руководитель службы безопасности «Агросорос Трейд» Владимир Семенов, который наблюдает развитие ситуации, подтверждает версию Светланы Смирновой и добавляет новые детали. По его словам, Олег Карпов не только вывел патент на свое ИП, но и начал продавать сою другим покупателям, несмотря на то, что компания «Агросорос Трейд» (принадлежащая Смирновой) заплатила САБу около 130 млн рублей предоплаты.
«Олег, а что это такое? Ты ранее принятые обязательства исполнять собираешься?» «Ну я же самостоятельный руководитель компании, что хочу, то и делаю», — рассказал «Абирегу» Владимир Семенов.
Между тем финансовые результаты компании оставляли желать лучшего. Со слов главного инвестора САБ, Светланы Смирновой, неграмотное и расточительное управление Олега Карпова постоянно приводило компанию к убыткам. Сам же Олег подтверждает, что в качестве инвестора не выступал, финансирование осуществлялось исключительно Смирновой.
«По третьему кварталу было около семи миллионов убытков. Я его пригласила в свой офис после того, как он увел патент. Олег пришел сразу же с адвокатом. Я спрашиваю у него: «Олег, ты не хочешь пояснить? Какой бизнес-план, если был убыток по третьему кварталу?» — возмущается Смирнова.
С ее слов, внятный бизнес-план господином Карповым разработан не был, все «на коленке» и устно, сроки окупаемости проекта постоянно менялись на ходу.
Карпов парирует: «Я всегда пишу там любые проекты, которые делал успешные, я пишу бизнес-плана на пять лет вперед. Соответственно, этот проект был также мной написан на пять лет вперед, и первые два года — инвестиционные. В конце 24 года я возвращаю деньги, и по итогам пяти лет мы должны были заработать 120 миллионов рублей чистыми».
Судебные баталии: кто кого?
На данный момент между сторонами идет несколько судебных разбирательств. Светлана Смирнова через суд добилась запрета на совершение сделок с патентом на сорт сои «Бирюза», чтобы Карпов не мог распоряжаться им до решения суда по существу. Также ею оспаривается ряд учредительных документов, которые Олег Карпов незаконно зарегистрировал, обманув ее и превышая свои должностные полномочия.
Также Олег произвел серию незаконных увольнений сотрудников САБ, которые оспариваются в суде бывшими работниками.
Олег Карпов, в свою очередь, оспаривает решение внеочередного собрания участников ООО «САБ» от 6 декабря 2024 года, на котором его сняли с должности директора.
Что дальше: перспективы разрешения конфликта
Конфликт между Смирновой и Карповым далек от завершения. Судебные разбирательства могут затянуться на годы, и, как признает сам Карпов, «суды могут длиться месяцами, годами. Как говорят все юристы, это точно займет пару лет».
Данный корпоративный конфликт — яркий пример того, как в российском бизнесе личные отношения часто переплетаются с деловыми, а отсутствие контроля даже, казалось бы, с доверенными людьми приводит к затяжным войнам, в которых могут проиграть все.
Светлана Смирнова также является директором и совладельцем (50%) ООО «АгроСорос Трейд», совладельцем (50%) ООО НПО «АгроСоРос», единственным владельцем «Агрохим Центр», «Территория красоты», ООО «Акваферма».
Олег Карпов является индивидуальным предпринимателем с 1998 года, гендиром и единственным владельцем (100%) ООО «Карпов О.А.», основанного в декабре 2024 года, бывшим директором канадского «Прогрейн Ру» (2014-2019). По характеристикам с прежних мест работы, господин Карпов быстро вынужденно покидал компании из-за конфликтов с менеджментом или собственниками бизнеса, со слов прошлых партнеров был пойман с поличным на сговоре с клиентами в своих личных корыстных интересах.