
Виктор Логвинов — об инвестпроектах в АПК, влиянии заморозков и муниципальной реформе
Воронежская область остается одним из ведущих регионов-производителей сельхозпродукции в России, несмотря на второй год природных катаклизмов. Заместитель председателя правительства области Виктор Логвинов рассказал «Абирегу» об ущербе от заморозков и засухи, о предстоящих инвестиционных проектах, о специфике льготного кредитования и особенностях перехода на отечественные семена, а также поделился перспективами муниципальной реформы в Воронежской области.
Заморозки оставят без ягод и фруктов?
– Прошлый сельхозсезон выдался для воронежских аграриев непростым: майские заморозки, засушливые лето и осень. Что помогло справиться с такими вызовами?
– В 2024 году в регионе дважды был объявлен режим ЧС – из-за майских заморозков и засухи в августе-сентябре. Тем не менее, по итогам года полученные объемы урожая соответствовали среднемноголетним значениям. По сбору подсолнечника и сахарной свеклы Воронежская область осталась в топ-5 лидеров страны и абсолютным лидером в ЦФО. Министерство сельского хозяйства Воронежской области постоянно оказывало помощь сельхозтоваропроизводителям по взаимодействию с поставщиками семян, удобрений, ГСМ. Для решения оперативных вопросов проводились рабочие встречи. А хозяйства, в свою очередь, которые впрок заготовили нужные ресурсы,произвели взаимообмен семенами и оперативно провели пересев погибших сельхозкультур.
– Можно ли оценить финансовый ущерб от непогоды в Воронежской области?
– Площадь пострадавших от заморозков культур составила 442 тыс. га, из них на 373 тыс. га растения погибли (об этом были составлены соответствующие акты). В садоводстве цветки и завязи погибли на площади 5427 га, ущерб у садоводов составил 600 млн руб. Федеральное правительство выделило пострадавшим садоводам 298,9 млн, региональное — 48,7 млн руб. Что касается засухи, то ущерб от недобора урожая составил порядка 30 млрд рублей. Убытки оказали влияние на рентабельность сельхозорганизаций: по итогам 2024 года она снизилась более чем на 3 процентных пункта.
– 2025 год тоже не обошелся без погодных сюрпризов. Расскажите о последствиях весенних заморозков.
– В конце апреля – начале мая на пониженных участках местности температура воздуха и почвы местами опускалась до минус 8–10 градусов Цельсия. По предварительным данным, пострадало более 30 тыс. га посевов (это почти в 15 раз меньше площади пострадавших посевов в 2024 году) . Потери понесли и озимые культуры, и сахарная свекла. Но наиболее тяжелые последствия – у садоводов. В ряде хозяйств погибло от 30 до 70% завязей плодовых культур. Общая площадь поврежденных садов и ягодников – более 2600 гектаров, что составляет 44 % всех плодоносящих насаждений региона. Это означает, что урожай фруктов и ягод в этом году будет в два раза ниже ожидаемого. Губернатор Александр Гусев поддержал нашу обеспокоенность, и 15 мая в Воронежской области был введен режим ЧС регионального уровня. Это позволит аграриям, которые заключили договоры страхования по соответствующему риску, получить страховое возмещение за погибший урожай, а также обосновать невыполнение запланированных показателей производства.
Сразу скажу, что по нашим оценкам, заморозки не приведут к повышению цен на продукты.
– Непогода затронула все хозяйства?
– Многое зависело от развития растений и от состояния озимых культур. Приведу пример. Недавно я посещал с рабочими поездками Кантемировский и Богучарский районы, общался с руководителями сельхозпредприятий. Один сказал, что у него непогода сказалась на посевах, но частично. А второй до морозов провел подкормку, и у него озимые выдержали.
– В 2024 году оперативное доведение страховых выплат до сельхозтоваропроизводителей позволило смягчить последствия погодных катаклизмов для этих хозяйств. Как обстоят дела со страхованием сейчас?
– В 2024 году страховые выплаты (совокупно 90 млн руб.) получили 38 сельхозпроизводителей. Из них 19 хозяйств получили выплаты по ЧС в объеме 78,2 млн руб., 19 хозяйств — компенсацию на пересев по мультирисковым договорам страхования на сумму 11,8 млн руб.
Что касается 2025 года. Аграриям рекомендовано срочно связаться со своими страховщиками, так как при включении риска заморозков в полис они могут оперативно получить выплаты на пересев из федерального бюджета.
– Откликаются?
– Откликаются, но не так охотно, как хотелось бы, из 715 тыс. га озимых культур застраховано 57 %. В настоящее время страхование продолжается.
– Насколько мы понимаем, были сложности и с получением льготных кредитов. Как решалась эта проблема на региональном уровне?
– Да, были проблемы у ряда сельхозтоваропроизводителей. Нам приходилось оперативно решать с банками вопросы по каждому хозяйству, получившему отказ в льготном кредите – буквально в ручном режиме. Но к настоящему моменту все уже решено. Минсельхоз активно работает с банками по вопросам льготного кредитования, региональное правительство держит вопрос на контроле.
– В чем заключалась основанная сложность?
– Ранее льготные кредиты выдавались по ставке не выше 5 %. С 2024 года формулы расчета ставки стали плавающими и разными для приоритетных и остальных отраслей. При актуальной ключевой ставке ЦБ в 21 % по приоритетным отраслям возможно получить кредиты под 8,3 %, а по остальным отраслям – 12,5 %. Рост ключевой ставки повлиял и на количество подаваемых заявок, и на сумму полученных кредитов. В 2023 году Минсельхозом России было одобрено 1 530 заявок, а в 2024 году – 951 заявка. Сумма одобренных кредитов в 2023 году составила 86 млрд рублей, в 2024 году – 68 млрд рублей.
– Актуальны ли такие сложности сейчас?
– Сегодня таких проблем нет. В 2025 году Минсельхоз России обозначил льготное кредитование как приоритетное направление и выделил нашему региону почти в 2 раза больше субсидий, чем годом ранее (1,94 млрд рублей в 2025 году против почти 1,09 млрд рублей в 2024 году). На сегодня сумма одобренных краткосрочных льготных кредитов составляет 24 млрд рублей. За счет краткосрочных льготных кредитов аграрии приобретают горюче-смазочные материалы, средства защиты, удобрения и многое другое. Что касается льготных инвестиционных кредитов, то на сегодняшний день Минсельхозом уже одобрено 36 заявок на 18 млрд рублей. Средства направляются на закупку техники, строительство свиноводческих комплексов, модернизацию молочных заводов.
– Повлияли ли вышеперечисленные проблемы на работу фермерских хозяйств? Сократилось ли их число?
– По состоянию на 1 января 2025 года в регионе насчитывалось 3880 КФХ и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на АПК. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года их число уменьшилось на 0,1%. В 2024 году господдержку в регионе получили 608 КФХ (63,4% от общего числа получателей). Доля малого бизнеса в объеме предоставленных субсидий и грантов возросла с 10,8% в 2023 году до 12,5% в 2024 году.
«В 2025 году объем инвестиций в АПК ожидаем на уровне 45 млрд рублей»
– Какие виды сельского хозяйства в регионе сейчас находятся на подъеме, а какие переживают не лучшие времена? Какая отрасль является приоритетной?
– В целом все отрасли АПК у нас развиваются относительно равномерно. Об этом свидетельствуют итоги 2024 года. Например, по производству зерна и зернобобовых наш регион занял десятое место в РФ и второе место в ЦФО, по производству молока – четвертое место в стране и первое в ЦФО, по производству мяса – второе место в России и ЦФО. Что касается пищевой и перерабатывающей отрасли, то Воронежская область держится в лидерах по производству растительного масла (первое место, 12% общероссийского объема), сливочного масла (первое место, 7% общероссийского объема), кондитерских изделий (2 место, 9,5 % общероссийского объема), сахара (3 место, 12,5 % общероссийского объема), сыра (4 место, 7 % общероссийского объема).
– Какую долю импортных семян могут сегодня заместить отечественные производители?
– Воронежские предприятия могут более чем на 100% заместить импортные семена своими. Например, по зерновым и зернобобовым культурам обеспеченность составляет 115%, по кукурузе – 111%. Но выбирать или нет отечественные – дело самих сельхозтоваропроизводителей, хотя, конечно же, мы стимулируем их переходить на российские семена. В 2024 году отечественные сорта зерновых культур заняли в посевах Воронежской области более 50%. Самый большой рост высева отечественных семян наблюдался по сахарной свекле (плюс 275% за год). Предприятие «Бетагран Рамонь» в 2024 году в 3,7 раза к 2023 году увеличило реализацию семян гибридов сахарной свеклы.
– Если возможности отечественных производителей велики, почему воронежские аграрии неохотно переходят на их продукцию?
– Сельхозпредприятия традиционно выбирают наиболее высокоурожайные и технологически удобные сорта и гибриды. Фактически сеют то, к чему привыкли. Перенастроить мышление с покупки импортных на покупку отечественных семян не так просто. Для сомневающихся у нас предусмотрены стимулы в виде мер господдержки. Они действуют для тех, кто выращивает оригинальные семена зерновых и зернобобовых культур, а также для тех, кто приобрел семена сахарной свеклы отечественной селекции. В 2025 году в общем объеме будет высеяно порядка 96% семян зерновых и зернобобовых культур отечественной селекции, 56% — кукурузы, 38% — подсолнечника, не менее 17% — сахарной свеклы. Для сравнения: в прошлом году семенами отечественной селекции сахарной свеклы было засеяно 8% площадей, в позапрошлом – всего 1%.
– Какие новые инвестпроекты в сфере АПК заявлены в Воронежской области?
– С 2025 по 2030 годы в регионе планируется возвести 5 свиноводческих и 5 молочных комплексов, птицефабрику мощностью 300 млн штук яиц, мясоперерабатывающий завод, завод по глубокой переработке молока. Также в планах — реконструкция 14 молочных и 2 свиноводческих комплексов. Будет создано 1700 рабочих мест. Объем инвестиций должен составить 75 млрд рублей. Сейчас продолжается реализация еще ряда инвестиционных проектов, в числе которых — строительство селекционно-семеноводческого центра компанией «Золотой початок», завершение строительства цеха по получению эмульгаторов компанией «Евдаково» и ряд других. Общий объем инвестиций по этим проектам составит более 16 млрд рублей, планируется создать 426 рабочих места.
– Какой объем инвестиций в АПК ожидается по итогам 2025 года? Вырастет ли он по сравнению с прошлым?
– Если принимать во внимание реальные вложения предприятий, то объем инвестиций в АПК в 2025 году ожидаем на уровне 45 млрд рублей. Но отмечу, что сейчас из-за не самой простой экономической ситуации предприятия крайне аккуратно подходят к прогнозированию объемов инвестиций. Итоговая цифра может оказаться как ниже, так и выше.
– Некоторые крупные игроки осваивают новые для себя направления. Например, «Агроэко» все активнее погружается в молочную отрасль. Как Вы оцениваете такую диверсификацию?
– Положительно. «Агроэко» приобрело хозяйство, повысило его эффективность, улучшило систему кормления, ведет обновление стада — и это хозяйство уже вошло в первую десятку по надоям на одну корову в Воронежской области. В компании правильно прогнозируют рост спроса на молоко. Знаю, что «Агроэко» рассматривает возможность строительства еще 1-2 молочно-товарных комплексов при условии успешного получения льготных кредитов.
Нехватка кадров – более 7 тыс. человек
– Как сейчас обстоят дела с сельхозтехникой?
– Уход с рынка зарубежных компаний, с одной стороны, дает возможности для развития отечественного машиностроения и расширения сотрудничества с белорусскими производителями. В то же время отечественное и белорусское машиностроение пока не по всем наименованиям продукции может предложить образцы, особенно по свеклоуборочной технике, сопоставимые с импортными по соотношению «цена-качество-уровень сервиса». Поэтому при падении доходов и росте цен на технику и запчасти аграрии будут экономить на этой статье. Тем не менее, в части приобретения отечественной сельхозтехники сохраняется федеральная поддержка, как в виде льготного кредитования, так и через льготные программы государственной компании АО «Росагролизинг» или программу субсидирования белорусской техники, а для воронежского оборудования — действует и региональная поддержка.
– Что сейчас с экспортом продукции?
– Воронежская область – один из ведущих регионов-производителей аграрной и пищевой продукции в стране. С начала января по конец апреля 2025 года экспорт продукции АПК из региона превысил 146 млн долларов. Это больше, чем за аналогичный период 2024 года, на 1,2 %. Динамика невелика, но это связано с высокой базой: в прошлом году предприятия экспортировали рекордный для Воронежской области объем продукции АПК на сумму более 610 млн долларов. При этом экспорт в недружественные страны по итогу 2024 года снизился более чем в 2,2 раза к уровню 2020 года при одновременном наращивании торговли с дружественными странами более чем в 1,4 раза. За пять лет Воронежская область приобрела 10 новых торговых партнеров. Это ЮАР, Мексика, Марокко, Сальвадор, Албания, Конго, Сенегал, Филиппины, Япония и Сингапур.
– Каков сегодня уровень зарплаты на предприятиях аграрной сферы?
– Среднемесячная зарплата работников сельского хозяйства, по данным Воронежстата за январь-февраль 2025 года (последние отчетные данные), составила более 67 тыс. рублей (без учета субъектов малого предпринимательства). Рост к аналогичному периоду предыдущего года составил 13,2%. А вместе с малым бизнесом в АПК средняя зарплата составляет 61,7 тыс. рублей. К сожалению, пока есть отставание от средней зарплаты по области – порядка 6 тыс. рублей, но присутствует и положительная динамика.
– Дефицит каких специалистов наиболее остро ощущает отрасль?
– По состоянию на начало года обеспеченность специалистами АПК в Воронежской области составляла 89%. Нехватка кадров – более 7 тыс. человек. Наиболее остро ощущается потребность в рабочих специальностях. Также не хватает агрономов, ветврачей, зоотехников, инженеров и техников всех специальностей.
– Как решается проблема?
– Один из путей ее решения – участие в федеральном проекте «Кадры в АПК». Нашему региону в рамках этого направления выделили более 588 млн рублей. Средства пойдут на создание и модернизацию агротехклассов (60 классов до конца 2025 года), капремонт и оснащение объектов среднего профессионального образования, стимулирующие доплаты учителям и специалистам. Продолжим возмещение затрат предприятиям на обучение и прохождение практики студентами. В числе мероприятий и выстраивание беспрерывной образовательной цепочки «школа - техникум (колледж) - предприятие – университет»
– Приезжают ли работать на сельхозпредприятия Воронежской области люди из других регионов — в частности, из приграничья?
– Такие случаи есть, но не могу назвать это распространенной практикой.
– Какие проблемы остаются нерешенными в АПК региона?
– Это сложности, которые характерны для сельхозтоваропроизводителей всей страны, а иногда — и для экономики в целом. В сельском хозяйстве, конечно, речь в первую очередь о погоде. Для всей пищеперерабатывающей отрасли существенной проблемой остается импортозамещение производственного оборудования. Если говорить про экономические трудности, то это волатильность мировых цен на сельхозпродукцию, рост ключевой ставки ЦБ, значительный рост затрат на производство.
– Решение каких задач в воронежском АПК будет в приоритете в следующие несколько лет?
– В ближайшей перспективе планируем сохранить статус одного из крупнейших аграрно-индустриальных регионов России. Будем и дальше закрепляться в числе регионов-лидеров по производству продукции АПК. Продолжим работу для обеспечения продовольственной безопасности страны, будем наращивать экспортный потенциал: даже имеющиеся мощности (без учета перспективных) это позволяют.
«Власть в селах должна быть на расстоянии вытянутой руки»
– Вы глубоко погружены в проблемы воронежских сельских территорий. В марте 2025 года состоялось принципиально важное для муниципалитетов событие — принят федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». В его основе лежат нормы, регламентирующие одноуровневую организацию системы местного самоуправления, но упомянута и двухуровневая система. В чем вы видите преимущества каждой модели?
– Одноуровневая модель предполагает ликвидацию поселений и переход на единый уровень окружного управления в границах всего бывшего муниципального района. При этом ликвидируются и все органы местного самоуправления поселений (главы поселений, советы народных депутатов, местные администрации), а властные полномочия переходят к органам местного самоуправления муниципального округа. Логика одноуровневой модели заключается в централизации власти, консолидации кадровых и финансовых ресурсов для повышения эффективности и оптимизации муниципального управления.
Но у нее, мой взгляд, есть и минусы. В случае ликвидации органов местного самоуправления поселений ослабевает и роль населения как главного участника управления местными делами. Двухуровневая же модель позволяет сохранить «поле взаимодействия» с населением на самом низовом, практически бытовом уровне. В таком случае местная власть может более эффективно получать обратную связь о проблемах и вовлекать людей в управление общественными делами.
– Регионы вправе сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления, верно?
– Да. Субъектам федерации дано право с учетом социально-экономических, исторических, национальных и иных особенностей сохранить двухуровневую систему местного самоуправления или же перейти на одноуровневую систему частично.
– Какая модель Вам ближе?
– Безусловно, двухуровневая. Проработав в системе местного самоуправления 14 лет и более 9 лет курируя в регионе вопросы развития сельских территорий, я четко понимаю, что власть на местах должна быть. Специфика сельских территорий диктует необходимость доступности местной власти, что называется, на расстоянии вытянутой руки. Губернатор Александр Гусев уже выразил четкую позицию по этому вопросу и поручил областному правительству разработать проект регионального закона, сохраняющего в Воронежской области двухуровневую модель местного самоуправления. Такое решение принято главой региона с учетом мнения глав муниципальных районов и поселений.
– Возможно, при сохранении этой модели будет уместным дальнейшее укрупнение поселений?
– На мой взгляд, нет. Число поселений нашего региона с 2010 по 2024 годы за счет укрупнения уже сократилось с 492 до 442, но эта мера не дала ожидаемого результата. Опыт показывает, что территориальная удаленность сел от административного центра поселения негативно влияет на качество жизни населения и способствует потере интереса к малонаселенным селам. Расходы укрупненных поселений если и сократились, то незначительно, а доходы не выросли. Поэтому я не являюсь сторонником укрупнения поселений и в условиях реализуемой муниципальной реформы не вижу целесообразности в такой территориальной реорганизации.