Предупреждён – значит, вооружён. Часть 2-я
Как уже сообщал интернет-канал «ТV Губерния», в первой половине 2022 года на территории Воронежской области было зарегистрировано 1337 мошенничеств, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ).
Сегодня мы продолжим рассказывать о новых мошеннических схемах при совершении преступлений с применением современных средств коммуникации и связи.
Включение переадресации с номеров жертв под предлогом «перенастройки сим-карт»
Новые мошеннические схемы позволяют злоумышленникам перенаправлять сообщения и звонки от банка, предоставляя им доступ к личным кабинетам пользователей и осуществлению переводов.
Телефонное мошенничество получило новый импульс после введения санкций со стороны США и Евросоюза. Из-за введенных ограничений такие популярные магазины приложений, как Google Play и AppStore, удалили официальные приложения российских банков из каталога. Мошенники воспользовались ситуацией и начали обзванивать клиентов, предлагая им скачать поддельный софт или «внести изменения» в уже существующий. В итоге персональные данные передавались злоумышленникам.
Новая схема мошенничества заключается в следующем. Клиенту банка поступает звонок с неопределённого или неизвестного номера. Мошенник представляется оператором мобильной сети или сотрудником банка. Он сообщает о том, что личный кабинет пользователя был взломан, в связи с чем необходимо изменить настройки используемой сим-карты. Мошенник заверяет потенциальную жертву в том, что он не передаёт никакие персональные данные, и все действия направлены исключительно на восстановление доступа к личному кабинету. Затем клиента просят ввести на своем телефоне USSD-команду, которую диктует мошенник. Если мошеннику удалось убедить жертву ввести команду, то все входящие звонки и сообщения от банков будут перенаправляться на указанный им номер. Это позволяет злоумышленникам получить коды подтверждения для совершения денежных переводов. Позже они даже могут позвонить клиенту банка повторно и сообщить об устранении утечки данных или о восстановленном доступе к личному кабинету.
Чтобы защититься от новых мошеннических схем, рекомендуется игнорировать звонки, поступающие c неопределённых номеров. Более того, при малейшем подозрении в попытке заполучить персональные данные со стороны третьих лиц необходимо связаться со службой технической поддержки банка.
«Иностранные варианты»
На фоне валютных ограничений мошенники изобрели новую схему обмана: они звонят россиянам с предложением перевести деньги в иностранной валюте на специальный банковский счет, с которого можно без ограничений переводить любые суммы.
Преступники представляются сотрудниками Центробанка или какого-то коммерческого банка и сообщают о дефиците налички, в том числе валютной. Далее они предлагают перевести деньги на другой счет, с которого якобы можно снимать наличные без ограничений. Затем злоумышленники запрашивают данные карты либо предлагают перевести деньги самостоятельно, через банкомат, после чего похищают деньги с карты, либо потерпевшие сами, по указаниям «банковских служащих», переводят деньги через банкомат на счета мошенников.
Участились случаи и другого вида ИТТ-преступлений: мошенники предлагают «за комиссию» открыть карты Visa и Mastercard в иностранных банках, чтобы можно было расплачиваться за границей. Жертва переводит средства в качестве оплаты за «услугу», но никакой банковской карточки не получает.
Перевод денежных средств под предлогом «экстренного звонка»
Участились случаи, когда к потенциальному потерпевшему обращается неизвестный с просьбой: совершить срочный телефонный звонок в связи с «экстренными обстоятельствами» (мол, у него похитили сотовый телефон или недостаточно денежных средств на счёте для совершения «жизненно важного» звонка). Ничего не подозревающий гражданин, стремясь помочь попавшему в беду собеседнику, передаёт ему свой сотовый телефон. В дальнейшем мошенник, путем набора команд через сервис «Мобильный банк», переводит денежные средства по номеру банковской карты либо по абонентскому номеру телефона.