Доктор с врождённой добротой: каким был известный воронежский нейрохирург Антипко
Слова соболезнования родным и близким умершего принёс губернатор Александр Гусев. Глава региона подчеркнул – Леонид Антипко «был одним из самых искусных и уважаемых врачей в нашей области, легендарным доктором и замечательным человеком». Вместе с губернатором скорбят пациенты Леонида Эмильевича со всей страны – люди, которых он поставил на ноги и вернул к жизни, когда уже не было никакой надежды. У Леонида Антипко было несколько встреч с многолетним автором «Коммуны» – журналистом Борисом Ваулиным. Сегодня мы публикуем отрывки из его интервью и очерков в память о легендарном докторе.
«Спросил как-то у главного хирурга Воронежской области Петра Трушина – какая на его взгляд главная черта нейрохирурга Леонида Антипко? «Доброта, – прозвучало в ответ. «А его высочайший профессионализм?» – уточнил я. «Безусловно, – согласился со мной Петр Васильевич. – Но профессионалов высокого класса в воронежской медицине хватает, а такой, как у него, врождённой доброты и сочувствия к больным людям – маловато».
Леонид Антипко в мединститут пошёл потому, что об иной специальности и думать не хотел. Уже с первого курса был самым активным членом студенческого кружка по хирургии, а к окончанию вуза уже самостоятельно удалял аппендиксы и ассистировал на сложных нейрохирургических операциях. При таких обстоятельствах путь в хирургию определялся достаточно уверенно.
Интернатуру Леонид Антипко проходил в Калачеевской районной больнице: поликлинические приёмы сельских жителей, консультации, операции, врачебные планёрки. В один из дней привезли парня, рука которого попала в транспортёр и представляла собой изжёванное кровавое месиво. Больничный хирург, под началом которого трудился интерн Антипко, осмотрел пострадавшего и сказал: «Ампутируй ему руку и сделай аккуратную культю, чтобы он девок не пугал своим обрубком».
Леонид кивнул: понял, мол, так и сделаю.
Операция продолжалась около четырёх часов. Увы, вернуть конечность к жизни начинающий хирург так и не смог – она висела, как плеть. Да и немудрено: разорванные и размозжённые нервы восстановить не удалось. Но тот факт, что доктор Антипко не отрезал руку, а сохранил её, пусть даже парализованной, способствовал невиданной его популярности в районе.
Три года, проведённые в Калаче, а потом в северных краях, где он служил армейским военврачом, не были потеряны – шло накопление опыта. Он пригодился, когда Леонид Антипко стал работать в отделении нейрохирургии воронежской областной больницы №1. Трудился он здесь полтора десятка лет, и отсюда пошла его известность. На приём к доктору Антипко стремились попасть и рядовые граждане, и начальствующие чиновники. К нему благоволило руководство, а пациенты начали сочинять о нём легенды, многие из которых были абсолютной правдой. Восемь лет пролежал в постели человек с сужением позвоночного канала шейного отдела. Даже хождение по комнате вызывало боль. К 70 годам отчаялся так, что решился на операцию: хуже уже некуда. Когда через месяц выписывался из отделения, не мог сдержать слёз радости. А ещё через пару месяцев пошёл в поликлинику на приём к участковому терапевту, а она от изумления слов не могла найти, потому что уже вычеркнула его из списка живых.
Слава о воронежском докторе перевалила за границы Черноземья, его приглашали в медцентры Москвы и Питера. А он – патриот своего города – уезжать не хотел. С 2006 по 2021 годы Леонид Антипко возглавлял нейрохирургическое отделение Дорожной клинической больницы. За годы работы провёл тысячи операций. Иные уникальны по сложности и прошли лишь однажды в истории воронежского здравоохранения. Другие внедрены в практику, и их делают теперь ученики Леонида Эмильевича.
Во многих больницах заведены «Книги отзывов» для излечившихся. В них – бесхитростные слова благодарности медработникам. В «Книге отзывов» нейрохирургического отделения строки радости и счастья исходят из глубины человеческих душ. Пишут работники железных дорог из многих городов Черноземья, Москвы, Питера, Тюмени. Строки посвящены всем докторам, медсёстрам, санитаркам, но самые пронзительные в своей искренности адресованы ему, доктору Антипко.