Воронеж ГОРОД

Велосипед, как у Столля: воронежец конструирует двухколесники викторианской эпохи

Велосипед, как у Столля: воронежец конструирует двухколесники викторианской эпохи

Источник: tv-gubernia.ru
В день празднования 90-летия Воронежской области на Адмиралтейской площади прохожие могли встретить необычного велосипедиста. Мужчина крутил педали странного двухколёсника, у которого переднее колесо большое, а заднее – совсем крошечное. На подобном агрегате любил в своё время кататься известный воронежский предприниматель Вильгельм Столль. А вот в наши дни такие модели – большая редкость, и увидеть их в рабочем состоянии можно разве что в музее. 51-летний военный в отставке, предприниматель Алексей Пахомов – велосипедист с большим стажем. Говорит, ещё толком не научился ходить, а уже ездил вовсю на своём первом трёхколёсном велосипеде. Когда стал постарше, пересел на «железного коня» побольше. А уже будучи взрослым, мужчина исполнил мечту детства – купил себе дорогой гоночный велосипед. В начале этого года Алексей захотел разнообразия. И решил собрать у себя в гараже точно такой же изящный утончённый аппарат, на котором в конце XIX века совершали велопрогулки благородные дамы и кавалеры. – Мне уже давно надоела быстра езда. Крутить в мыле педали и ловить ртом мух и мошек уже не так здорово, как было 10-20 лет назад, – признаётся Алексей. – Вот я и подумал, а почему бы мне не собрать настоящий викторианский велосипед, так называемый пенни-фартинг – на нём-то ведь сильно не разгонишься. Первые подобные велосипеды нельзя было назвать безопасными. Диаметр их переднего колеса доходил до 1,5 метра. И чтобы забраться на такую высоту, приходилось вставать на специальную ступеньку. Многие велосипедисты падали со своих «коней» и получали серьёзные ушибы и даже переломы. Моя же версия – уменьшенная копия оригинала. Переднее колесо снято с обычного современного велосипеда, а заднее – с советского детского велика, который купил по объявлению. Кулибин со стажем Свой первый пенни-фартинг воронежский мастер создал в феврале нынешнего года. На это ему понадобился месяц. Сам изготовил изогнутую раму из утолщённого металла, а также рулевую колонку, вилку, руль и педали. Мужчина остался доволен своим творением и решил не останавливаться. Месяц спустя Алексей собрал такой же аппарат, но уже для своей жены Ирины. По словам женщины, она не сильно удивилась, когда её муж «изобрёл» велосипед. – Мой Лёша – Кулибин со стажем. Дайте ему любой инструмент в руки, и он из куска железа сделает всё, что угодно, – улыбается Ирина. – Например, 8 Марта муж постоянно дарит мне розы и тюльпаны, выкованные из стали. А для своего двухлетнего внука смастерил муху из обычного болта. Также Лёша собирает из запчастей лампы, светильники и стеклянные столики разных форм и размеров. Признаюсь, сперва я побоялась сесть на пенни-фартинг – он показался мне очень неустойчивым. Но потом поняла, что зря переживала. Тяжело было только первые десять минут. А затем я привыкла к управлению и уже не захотела с него слезать. Очень полюбила свой новый велосипед. Когда я на нём, чувствую себя лёгкой, как пёрышко, изящной и утончённой, словно принцесса из сказок. Искусство баланса Управлять пенни-фартингом не так-то просто, как кажется. В этом убедился корреспондент «TV Губернии». Самое сложное – залезть на викторианского «коня». Алексей посоветовал встать для этого на бордюр. Как только я надавил на педаль, маленькое заднее колесо оторвалось от земли, руль перестал слушаться. Не проехав и метра, я упал вместе со своим железным другом на тротуар. Оказалось, моя ошибка была в том, что я резко надавил на педаль и не держал спину прямо – одним словом, не держал баланс. После нескольких неудачных попыток мне всё же удалось проехать на необычном велосипеде пару сотен метров. К слову, быстро разогнаться у меня не получилось. Впрочем, подобные аппараты и не рассчитаны для гонок. В среднем они развивают скорость – 10-15 км/ч. Это почти в два раза меньше, чем у обычных велосипедов. Недавно Алексей изготовил ещё два пенни-фартинга. Их мужчина планирует продать. Стоит такой аппарат недёшево – больше 50 тысяч рублей. По словам мужчины, несколько лет назад в спортивных магазинах страны продавались подобные модели, изготовленные в Турции. И стоили они больше 70 тысяч рублей. – Очень бы хотелось, чтобы пенни-фартинги снова стали популярны. На подобных «гаджетах» катались наши предки. Это наши корни, и о них забывать нельзя, – уверен Алексей. – Пока, насколько я знаю, в Воронеже только два велосипедиста ездят на пенни-фартингах. Первый – это Столль из бронзы на улице Карла Маркса, а второй – я. Недавно мне звонили артисты одного уличного театра из Санкт-Петербурга. Их заинтересовали мои велосипеды, но они пока думают. А ещё на днях со мной связался мужчина, который сказал, что такой велосипед годится только для клоунов, а по городу на нём кататься стыдно. На что я ему ответил, Мол, если ты считаешь себя клоуном, то ты и будешь клоуном. И не важно, чем ты управляешь: велосипедом, «Жигулями» иди дорогим гоночным авто. Главное, что мои аппараты вызывают у людей улыбку, дарят радость и хорошее настроение. А большего мне и не нужно. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Пенни-фартинги называются так из-за двух английских одноимённых монет. Пенни примерно в четыре раза больше фартинга. И если поставить их рядом, они напоминают колёса одноимённого велосипеда. Пенни-фартинг пользовался большой популярностью в 1870 годах в позднюю викторианскую эпоху. Однако в начале ХХ века эти двухколёсники начали постепенно заменять привычные нам модели велосипедов. Архивное фото из открытых источников А ещё у них появилась цепь, которая связала переднее и заднее колёса. В нашей стране на пенни-фартингах катаются в основном реконструкторы и любители старины. А за рубежом на викторианских велосипедах до сих пор проводят соревнования, в которых принимают участие сотни спортсменов. Подобные заезды регулярно устраиваются в Австралии, США и Европе.