Воронеж ГОРОД

Когда в Воронеже произошло первое ДТП и другие интересные факты из истории Госавтоинспекции

Когда в Воронеже произошло первое ДТП и другие интересные факты из истории Госавтоинспекции

Источник: tv-gubernia.ru
Этот материал мы решили посвятить сотрудникам Госавтоинспекции. За годы своего существования она несколько раз меняла название – ОРУД, ГАИ, ГИБДД… Но как бы ни называлась организация, её сотрудники стояли на посту, стремясь не допустить аварий на дорогах. И сегодня стоит оглянуться и вспомнить историю дорожной полиции. Музей с мотоциклом и алкотестером В здании Госавтоинспекции есть необычный музей, который знакомит с историей организации. Здесь можно увидеть, как выглядела форма сотрудников милиции в 30-е, 50-е и 70-е годы, и сравнить её с современной экипировкой полицейского. В витринах выставлены все основные приборы, с которыми работали сотрудники ГАИ. Несколько типов радаров для определения скорости, шумомер, радиостанции и, конечно же, алкотестеры. Рядом – приборы, на которых принимали экзамены на знание Правил дорожного движения. Сегодня эти первые компьютеры выглядят старинными, как пишущая машинка с буквой «ять». Выставлено в витринах и оружие милиционеров – револьвер системы Нагана и пистолет ТТ. Рядом можно увидеть номера машин и неприметную на первый взгляд книжечку 1972 года издания – Правила дорожного движения. До этого года единых для всей страны ПДД не было, и в разных областях и республиках СССР они могли отличаться. Самым заметным экспонатом музея является патрульный мотоцикл «Урал». Он отслужил свою службу, немало поездив по дорогам Воронежской области, но и сегодня полностью исправен. На подобном патрульном мотоцикле совершил свой подвиг Иван Юрьев – сотрудник ГАИ, которому в музее посвящён отдельный стенд. Иван Юрьев служил в эскортном взводе отдельного дивизиона дорожно-патрульной службы. 27 мая 1979 года он сопровождал школьников – участников велогонки. Навстречу велосипедистам по трассе ехал нарушивший правила автомобиль. Жертвами столкновения могли стать десятки детей, но старший сержант Юрьев направил свой мотоцикл навстречу нарушителю и принял удар на себя. От полученных в аварии травм Иван Юрьев скончался. За спасение детей спустя 20 лет после своего подвига он был награждён посмертно орденом Мужества. Ещё один стенд в музее рассказывает о легендарном постовом Георгии Богданове. В Госавтоинспекцию Богданов пришёл после Великой Отечественной войны и прослужил там до 1969 года. Всё это время он нёс службу на перекрёстке у кинотеатра «Пролетарий». Богданова в Воронеже знали все водители и уважительно называли его «дядя Жора». Своего автомобиля у неподкупного милиционера не было, а чтобы успеть рано утром на пост, он приезжал на попутной хлебовозке или поливальной машине. Отдельная витрина заполнена значками, посвящёнными движению Юных инспекторов движения (ЮИД). В коллекции собраны памятные, наградные и подарочные значки из разных регионов страны. Инженер в погонах Сотрудники Госавтоинспекции не только стоят на посту и патрулируют улицы. Полковник милиции в отставке Александр Сажнев рассказал корреспондентам TV Губернии о службе дорожного надзора Госавтоинспекции. Службе дорожного надзора Госавтоинспекции в 2024 году исполнилось 55 лет. Это подразделение решает, где и какой знак необходимо поставить и нанести разметку, какой режим работы светофора будет оптимальным. Сотрудники дорожного надзора следят за качеством и уровнем безопасности дорог, изучают транспортные потоки, вырабатывают рекомендации по оптимизации движения, занимаются согласованием строительных и ремонтных работ на дорогах. В службу дорожного надзора Александр Сажнев пришёл в 1983 году и отдал ей 25 лет жизни. – Я закончил строительный институт по специальности «автомобильные дороги» и пришёл работать в ГАИ, – вспоминает ветеран Госавтоинспекции. – Мы тогда назывались инженерами, а не инспекторами. Наша задача была организовывать дорожное движение. Через год меня отправили на курсы в Московский автомобильно-дорожный институт. Тогда был Советский Союз. На занятия приезжали из всех республик, и даже представители стран Варшавского договора — со мной в группе учились три болгарина. Сотрудникам ГАИ на курсах преподавали профессора московских вузов. Обучали организации движения. Например, рассказывали, как рассчитать работу светофора, чтобы он учитывал и движение машин, и поток пешеходов. Причём все вычисления тогда проводились вручную, компьютеров не было. По словам Александра Сажнева, организации дорожного движения в советское время уделяли больше внимания, чем в последующее время. – Воронеж построен по устаревшей радиально-лучевой схеме, которую крайне трудно перестроить, – объясняет Александр Сажнев, – а площадь автомобильных дорог по отношению к числу жителей недостаточно велика. Но тем не менее очень многое можно было бы сделать, и многое делалось в своё время. В Советском Союзе делали расчёты для Воронежа. Определяли, что будет в городе через 10, 20, 30 лет и резервировали места для развития дорожной инфраструктуры. Вот здесь через 20 лет появится развязка, здесь новая полоса – эти участки не застраивали. К сожалению, впоследствии с перспективами развития дорожной сети перестали считаться. Например, на пересечении Московского проспекта и бульвара Победы была площадь для создания клеверной развязки. Но там построили высотку, и теперь уже клеверную развязку не построить никогда и ни за что. Некоторые передовые идеи воплотить в своё время не удалось. В начале 80-х на улице Кольцовской наряду с трёхцветными стояли необычные светофоры. Они показывали, с какой скоростью автомобилю надо двигаться, чтобы попасть в «зелёную волну». Но рассчитать эти параметры и при этом не создать затор на примыкающих улицах оказалось слишком сложно. Впрочем, подобную задачу не могут сегодня решить и с помощью «умных светофоров». Служба дорожного надзора работала не только в областном центре. В советские годы в нашем регионе ежегодно сдавали до 200 км дорог, в основном районных и межпоселковых. Ни один проект новой дороги не проходил без визирования ГАИ. Сотрудники дорожного надзора вносили свои предложения, в частности, настаивали сделать дополнительную, не предусмотренную проектом, полосу при подъёме в гору. В Воронеже по инициативе Александра Сажнева сделали рациональным и понятным водителям организацию движения при выезде со стороны улицы Лебедева на Вогрэсовский мост. Также на Чернавской дамбе убрали знак, ограничивающий скорость 40 км/час, а на Ленинском проспекте – несколько лишних светофоров. – Скорость 60 км/час вполне достаточна, чтобы заметить опасность и среагировать, – уверен Александр Сажнев. – А избыточным количеством светофоров мы сами создаём пробки. Сейчас в Воронеже установлен 331 светофор. Для сравнения – в 2008 году их было только 140. СПРАВКА TV ГУБЕРНИИ Первая авария. В 1907 году во всём Воронеже было только два легковых автомобиля. И эти единственные машины «нашли друг друга» – устроили первую в городе автомобильную аварию. Произошло ДТП на главной улице города – Большой Дворянской. В одном из автомобилей, роскошной иномарке «Делонэ-Бельвиль», ехал хозяин воронежского механического и чугунно-литейного завода Константин Веретенников. Водитель засмотрелся на барышню, помахавшую ему платочком. В этот момент и произошло столкновение со второй машиной, принадлежавшей коммерческому банку. Скорости автомобилей были малы, и благодаря этому удалось избежать жертв и серьёзных повреждений новомодной техники. Первые дорожные знаки. Первые дорожные знаки появились в Воронеже ещё до революции и действовали до Великой Отечественной войны. Знаков было всего четыре: «Перекрёсток», «Препятствие на дороге», «Поворот дороги» и «Проезд через рельсы». Процент аварийности. Газета «Коммуна» писала 28 февраля 1932 года: «По неточным данным, в 1931 году произошло 80 аварий с трамваями, автомобилями и гужевым транспортом. Несчастных случаев с людьми насчитывается 300, причём 20 из них смертельны. Остальные: 45 – тяжёлые ранения и 235 – лёгкие. Это в городе, где имеется 252 автомобиля!» К 1935 году автомобилей на улицах города было уже 800, а в 1937-м — 1280 (из них 1000 грузовиков и 280 легковых). ЦИФРЫ 30,6 тыс. км – общая протяжённость дорог Воронежской области Свыше 31 тыс. дорожных знаков установлено в Воронеже