Воронеж ГОРОД

Как правильно общаться с коллекторами – рассказали судебные приставы

Как правильно общаться с коллекторами – рассказали судебные приставы

Источник: tv-gubernia.ru
В 2024 году воронежские судебные приставы взыскали с граждан долги на сумму более 3 млрд рублей. В их число входят долги по кредитам, коммунальным платежам, налогам, штрафам и т.д. Чтобы добиться возврата средств, организации нередко обращаются за помощью к коллекторам, чьи методы работы вызывают массу вопросов. О том, какие полномочия есть у профессиональных взыскателей, нужна ли таким агентствам лицензия и что делать должнику, если коллекторы действуют незаконно, TV Губернии рассказала начальник отдела правового обеспечения УФССП по Воронежской области, капитан внутренней службы Наталья Бахтина. Нужна ли лицензия Современное российское законодательство не предусматривает лицензирование коллекторской деятельности. Однако обязательным требованием для легального осуществления такого рода занятий является включение коллекторской организации в Государственный реестр профессиональных коллекторских организаций. Если к вам пришли лица, представившиеся коллекторами, вы можете проверить, обладают ли они законными полномочиями или нет. Для этого нужно зайти на сайт Федеральной службы судебных приставов: r36.fssp.gov.ru. Ведомство занимается не только ведением реестра, но и осуществлением госконтроля за деятельностью включённых туда юридических лиц. На сегодняшний день в Воронежской области зарегистрировано 6 организаций. – Отмечу, что в регионе не зафиксированы фирмы, занимающиеся коллекторской деятельностью нелегально, – говорит Наталья Бахтина. – Более того, в этом году в ФССП от граждан не поступало обращений, которые касаются работы коллекторских организаций, зарегистрированных на территории Воронежской области. Полномочия коллекторов Время, в которое коллекторы могут приходить к должнику, звонить ему и писать, строго ограничено: с 8.00 до 22.00 по будням и с 9.00 до 20.00 по выходным и праздникам. При этом должны соблюдаться нормы Федерального закона № 230-ФЗ, в котором говорится о том, что личные встречи с должником должны происходить не чаще раза в неделю; телефонные звонки – не чаще одного раза в сутки, двух раз в течение календарной недели и восьми раз в календарный месяц; сообщения – не более двух раз в сутки, до четырёх раз в календарную неделю и до 16 раз в календарный месяц. Что касается телефонных звонков родственникам, то здесь также предусмотрены определённые условия: на взаимодействие с третьим лицом должно быть не только его согласие, но и должника. – Если коллекторы нарушают закон и начинают атаковать звонками, должники могут обратиться в Управление ФССП России по Воронежской области. Жалоба составляется в произвольной форме, отдельных требований для её содержания нет, – поясняет специалист. – Но для проведения проверки нужна первичная информация. К примеру, с какой организацией заключался договор кредитования, каким образом коллекторы взаимодействовали с заявителем, на какой абонентский номер поступали телефонные звонки от коллекторов и т.д. Не лишним будет приложить детализацию телефонных звонков и смс-сообщений, которые поступали должнику от коллекторов. Вся эта информация позволит провести всестороннюю проверку законности действий коллекторов и применить меры при установлении нарушений с их стороны. Как изменился закон о коллекторах С 1 февраля 2024 вступила в силу новая редакция Федерального закона № 230-ФЗ, которая содержит существенные нововведения относительно деятельности профессиональных взыскателей. Теперь для учёта новых объектов контроля ФССП ведёт перечень банков и микрофинансовых организаций. На них будут распространяться обязательные требования, связанные с необходимостью до августа 2024 года обзавестись специальным оборудованием и программным обеспечением для записи и хранения информации о фактах взаимодействия с гражданами в ходе возврата просроченной задолженности. Помимо этого, стало законодательно закреплено, что кредиторы могут взаимодействовать с должниками при помощи специальной программы – автоматизированного интеллектуального агента. В рамках такого взаимодействия робот-коллектор ведёт диалог с должником без личного участия представителя организации-кредитора. Такое общение теперь приравнивается к непосредственному взаимодействию с должником и на робота-коллектора будут распространяться временные и количественные ограничения, предусмотренные законодательством. Диалог будет записываться. Также функционирование робота-коллектора должно при желании должника предусматривать возможность переключения на сотрудника организации. – Нововведения предусматривают и возможность направлять сообщения должникам через портал Госуслуг, – продолжает Наталья Вячеславовна. – Но не более двух сообщений в течение календарного месяца по одному долговому обязательству с условием того, что должник предоставил согласие на общение через Госуслуги. Кроме этого, у сотрудников УФССП теперь есть полномочия ограничить коллекторскую или микрофинансовую организацию в использовании одного или нескольких способов взаимодействия с должниками. – Думаю, что при установлении грубых нарушений это будет одна из наиболее результативных мер воздействия, – предполагает Наталья Бахтина. – В целом считаю, что все эти изменения направлены на повышение уровня защищённости интересов должников в процессе осуществления деятельности профессиональных взыскателей по возврату просроченной задолженности. В случае недобросовестной работы коллекторы будут наказаны административным штрафом от 50 до 500 тысяч рублей в зависимости от ситуации. Как правильно общаться с коллекторами – В диалоге следует вести себя спокойно и цивилизованно, не накаляя общение, – советует Наталья Вячеславовна. – Безусловно, коллектор, реализуя свои функции, обращается к должнику не с самыми приятными для него вопросами. Он заинтересован в том, чтобы его заказчику вернули долг. И это его работа. Поэтому рекомендую должнику вместо противостояния попытаться объяснить причины отсутствия платежей. Если он планирует возвращать долг, будет не лишним обсудить удобные варианты оплаты, уточнить возможность рассрочки или отсрочки платежей. Однако при возникновении каких-либо проявлений некорректного общения или угроз со стороны коллекторов следует дать понять об осведомлённости о своих правах и способах их защиты. ЦИФРА От 50 до 500 тысяч рублей – такой штраф может грозить коллекторам в случае недобросовестного исполнения своей работы.