Воронеж ГОРОД

Как в Воронежской области снимали фильм с Валерием Золотухиным

Как в Воронежской области снимали фильм с Валерием Золотухиным

Источник: tv-gubernia.ru
45 лет назад в острогожском селе Урыв высадился десантартистов «Ленфильма» для съёмок кинокартины. Бумбараш на Дону Этот случай мне рассказал фотограф Михаил Волков, время от времени наезжавший в Урыв к своей матери. Вышел он среди бела дня в конце июня 1979 года из родного подворья, чтобы искупаться в Дону. Прошёл немного и вдруг видит – навстречу ему идёт необычного для села вида человек: щёгольски одет, в шляпе и с тростью с набалдашником. «Присмотрелся и глазам своим не поверил, – рассказывал Волков, – неужто артист Золотухин?! И само собой у меня громко так вырвалось: «Ба, да это ж Бумбараш!» «Правильно, – последовал ответ, – он самый – Валерий Сергеевич Золотухин». Золотухин ничуть не смутился, видно, ему по душе была такая народная узнаваемость, и спросил, как пройти к Дону. Вместе мы и отправились к реке. Вместе и поплавали. Я тогда здорово пожалел, что не захватил с собой фотокамеру: могли бы отличные снимки получиться – артист Валерий Золотухин на Дону в селе Урыв». Золотухин приехал в Урыв вскоре после съёмок в Карелии фильма «Предварительное расследование» (6+) – заключительной части кинотрилогии, в которую уже вошли «Хозяин тайги» и «Пропажа свидетеля». Во всех трёх фильмах он играл главного героя – сержанта милиции Василия Серёжкина, которого потом, правда, повысили в звании до лейтенанта. В новой кинокартине «Тайное голосование» ему определили тоже одну из главных ролей – Ивана, сына председателя колхоза Фомы Лукаша. На южнорусском диалекте Целая когорта известных киноактёров собралась на съёмках фильма «Тайное голосование» (12+) – народные артисты СССР Любовь Соколова, Галина Макарова, Михаил Кузнецов. Последний исполнял главную роль – умудрённого жизнью председателя передового колхоза Фому Лукаша. Зритель оказался свидетелем не лучших моментов в его судьбе. Здоровье подвело Лукаша, он попал в больницу, а исполнять обязанности председателя назначили главного агронома Степана Ивченко (артист Владлен Бирюков). Новая метла – по-новому и метёт. Только вот порядка от этого не прибавилось – наоборот, поля заросли сорняками, дисциплина среди колхозников пошатнулась… А тут ещё ко всему председательский сын Иван, начальник пилорамы, попался на злоупотреблениях. В отличие от других артистов, Михаила Кузнецова поселили не в деревенской хате в Урыве, а в гостинице в Острогожске. Случай, подобный тому, что произошёл с Михаилом Волковым и Валерием Золотухиным, приключился и с журналистом районной газеты Николаем Чернявским. Припозднился Чернявский на работе в редакции и возвращался домой уже поздновато. «Вижу, на скамейке возле гостиницы одиноко сидит человек, – рассказывал Чернявский. – Вид у него уставший и какой-то отрешённый. Но при всём при этом видна была порода, даже какая-то величественность. Хоть и в возрасте, но с былой мужской статью. Наверное, я слишком явно и пристально смотрел на него, и незнакомец без всякого удивления и раздражения спросил: «Не можете припомнить, где видели меня? Подскажу – в кино». И тут до меня дошло, что это Михаил Кузнецов, и видел я его во многих кинофильмах – в «Иване Грозном» (12+), «Тарасе Шевченко» (16+), «Матросе Чижике» (12+), «Игре без правил» (12+), в «Гиперболоиде инженера Гарина» (18+)… Тут же ему и перечислил все картины. «Можем у меня в номере посидеть, – предложил артист, – как-то одиноко здесь». Слегка приняли за знакомство, разговорились. Кузнецов поведал, что долго ждал роль современника, ему по душе такие сильные духом и бескомпромиссные натуры, как его герой – колхозный председатель Лукаш. «У меня Фома и говорит так, как водится в здешних местах – на южнорусском диалекте. Долго меня уговаривали отказаться от этой затеи, перейти на правильный литературный язык, дескать, картина о колхозных проблемах – общесоюзная, а ты её привязываешь к какому-то конкретному месту. Но я не пошёл на уступки. Ведь от того, как Фома говорит, как произносит слова, куда более отчётливо видны его человеческие черты – и сильные, и слабые». Уже после премьеры «Тайного голосования» выдающийся кинорежиссёр, народный артист СССР Сергей Герасимов в своей книге «Любить человека» отметит яркую натуру «прекрасного артиста Михаила Кузнецова, прошедшего долгую творческую жизнь от красавца Басманова в «Иване Грозном» Эйзенштейна до грузного, отяжелевшего телом, но вознёсшегося духом над всеми неряшливостями окружающего мира председателя колхоза, истинного большевика наших дней». Секретарь райкома – в роли самого себя В Острогожске в то время работал завод столярных изделий. Производство было небольшое, и один из цехов вполне мог сойти за сельскую лесопилку. Здесь-то в воскресный день и происходили съёмки очередного эпизода. Загодя помощник режиссёра договорилась, что на массовку придут рабочие предприятия. Кстати, и в Урыве жители села стали непосредственными участниками фильма. Во многих эпизодах массовых сцен проявились их яркие актёрские способности. Хотя им и не нужно было кого-то изображать, а просто быть самими собой. А пока режиссёр Валерий Гурьянов давал указания Валерию Золотухину, главной фигуре этого эпизода. Для Гурьянова «Тайное голосование» по сути явилось первой большой работой в художественном кино. До этого была лишь новелла в киносборнике по рассказу Василия Шукшина «Версия», получившая название «Завьяловские чудики». Вообще-то Валерий Гурьянов, окончив режиссёрский факультет ВГИКа, 13 лет занимался кинодокументалистикой. На его счету – несколько документальных лент, так или иначе касающихся молодёжных проблем. «Предложение снять фильм по сценарию «Тайного голосования» явилось для меня полной неожиданностью, – рассказывал Валерий Алексеевич. – Почему-то все, кому предлагали сценарий, прочитав его, отказывались. А меня он захватил. Своей подлинностью жизни современного села, яркостью характеров, их самобытностью». Приверженность режиссёра документалистике проявилась и в его художественной ленте. На роль секретаря райкома партии он пригласил первого секретаря Острогожского райкома КПСС Героя Социалистического Труда Митрофана Мамоновича Мамонова – личность легендарную и самобытную. «Когда я встретился с Мамоновым, – рассказывал Гурьянов, – то был буквально сражён, насколько он вовлечён в проблемы обычных жителей Острогожского района. И уговорил его сняться в эпизоде в роли самого себя». Через год, когда фильм «Тайное голосование» вышел в прокат, его премьера состоялась в Воронеже. На просмотр приехали многие урывцы, участвовавшие в съёмках. А представлял картину Митрофан Мамонович Мамонов. Съемки на натуре, то есть в Урыве, уже близились к завершению, когда Валерию Золотухину пришла телеграмма, в которой были всего два слова, но каких: «Сын родился». Он не сдержался и от радости всех подряд из киногруппы начал целовать, тут же собрался и на попутной машине уехал в Воронеж, а следом на самолёте – в Москву. На ходу, правда, бросил режиссёру: «Вернусь через два дня». Слово сдержал, товарищей по фильму не подвёл. КСТАТИ В 2002 году кинорежиссёр и наш земляк Василий Панин на киностудии им. М. Горького снимал в Острогожске фильм «Ночь на кордоне» (0+) по одноимённой повести Якова Кравченко. Картина о судьбах подростков в тяжёлую военную годину. И хотя лента собрала таких известных артистов, как Василий Лановой, Раиса Рязанова, Александр Пятков, Лариса Лужина, успехом она не пользовалась. Её всего лишь однажды показали на одном из общероссийских телевизионных каналов.