Воронеж ГОРОД

Высоцкий с Мариной Влади, а Воротников с Фиделем Кастро: как могли выглядеть известные воронежские памятники

Высоцкий с Мариной Влади, а Воротников с Фиделем Кастро: как могли выглядеть известные воронежские памятники

Источник: tv-gubernia.ru
Не будет преувеличением сказать, что скульптуры, созданные членами семьи Дикуновых, являются символами столицы Черноземья. Сегодня сложно представить себе Воронеж без Бима, котёнка с улицы Лизюкова или Пушкина у оперного театра. Но некоторые установленные в нашем городе монументы могли быть совершенно другими. Какими? Об этом мы узнали у скульптора Максима Дикунова, посетив семейную мастерскую. С широко закрытыми глазами – Что касается памятника Владимиру Высоцкому, то изначально у нас был «внутренний» конкурс, – рассказал Максим Иванович. – Эскизы делали и родители, и брат, и я. Предварительных вариантов получилось штук шесть. Включая композицию с гитарой и парную скульптуру с Мариной Влади. Но в итоге заказчик, известный воронежский меценат Владимир Бубнов выбрал мою версию. Хотя, насколько мне известно, решение принималось не единолично: к процессу были привлечены и представители администрации, и эксперты. К слову, я делал два эскиза. И первоначальный мне даже больше по душе. Там у Высоцкого закрыты глаза и голова повёрнута в сторону. Он как будто бы экспрессивнее и лаконичнее. К сожалению, его особо даже не рассматривали. Было, по словам Максима Дикунова, предложение «приютить» не пришедшегося здесь ко двору Высоцкого в другом городе. Но сейчас диалог «заглох». – Я не против, если такая скульптура будет стоять где-то ещё, – отметил автор. – Пока никакой конкретики на эту тему нет. Если разговоры так и останутся разговорами – ну, ладно. Я спокойно отношусь к таким вещам. Одно время переживал, но сейчас уже нет. В мастерской такого нереализованного – процентов восемьдесят. Есть, конечно, идея показать эти работы широкой публике. Провести выставку. Может, и сделаем что-то подобное. Минус Фидель Кастро Памятник политику Виталию Воротникову, расположенный за зданием областного правительства, тоже должен был быть совсем иным. По крайней мере, по версии Максима Дикунова. Марина Ракова, на тот момент - главный архитектор Воронежской области, предложила провести конкурс среди воронежских скульпторов, чтобы рассмотреть несколько вариантов монумента. – Я придумал композицию, где Виталий Воротников сидит рядом с Фиделем Кастро, –вспомнил Максим Дикунов. – Монумент не помпезный – скорее, камерный. Это такой памятник дружбе. Потому как у них действительно были тёплые отношения. Воротников долгое время являлся Полномочным Послом на Кубе, у него даже есть соответствующие награды. Поэтому, появись рядом Фидель, образ Виталия Воротникова оказался бы более раскрытым. И, кроме того, это был бы первый памятник Фиделю Кастро в мире. Но те, кто принимают решения, идею отвергли. Допускаю, что не по художественным критериям, а по соображениям политической конъюнктуры. Сегодня с Кубой дружим, а завтра – кто знает. Может, поэтому и решили перестраховаться. С памятником Маршаку история более запутанная. На самом деле, рассуждать тут, по сути, не о чем: памятник вышел ровно таким, каким и предполагался изначально. Но некоторое время назад в соцсетях стала «гулять» фотография эскиза, на котором скульптура выглядит совершенно иначе. Логика проста: раз «засвеченная» идея не пошла в реализацию – получается, это очередной набросок, прикидка, демо-версия. – Нет, – отверг догадки Максим Иванович. – «Воронежский» Маршак реализован в соответствии с изначальным проектом. А этот эскиз – проект памятника, который должен быть установлен в Москве. В ожидании Дурова «Должен быть установлен» - такую формулировку можно в полной мере применить к памятнику Дурову. Много лет назад планировалось, что он появится у цирка. Сейчас как раз началась реконструкция – по идее, самое время вернуться к этому вопросу. Тем более, по словам Дикунова, скульпторы предполагали, что одним Дуровым дело не ограничится: была идея «прописать» в том сквере целый ряд цирковых деятелей: Олега Попова, Карандаша, Юрия Никулина… От скульпторов, правда, здесь мало что зависит. Финальные решения (что ставить, куда, а также как будет выглядеть окончательный вариант) принимаются отнюдь не ими. Автор эскиза не имеет права «голоса» в момент обсуждения конкретики: выбирают (или не выбирают) проект уже другие люди. И не всегда они компетентны в вопросах искусства и архитектуры, не всегда подкованы эстетически, а не только политически… – Я слышал, что в Древней Греции было всё иначе, – скульпторы делали эскизы, и они же их выбирали, – поведал Максим Дикунов. – Автор мог отдать два голоса. Один, допустим, за себя, а второй – за другой понравившийся проект. И это, на мой взгляд, наиболее правильная стратегия. Ведь если ты не скульптор – многие детали и нюансы будут просто неясны. Каким бы ты хорошим человеком не был. Поэтому тогда решения принимались людьми, понимающими, что они делают и кого выбирают. Но в сегодняшних реалиях, конечно, эту схему невозможно себя представить. Что же касается перспектив, то проекты в столице Черноземья у Дикуновых пока не планируются. – Сейчас работаем над эскизами для других городов, – поделился Максим Иванович. Брат Максима Алексей Дикунов не так давно делал эскиз памятника студенческим отрядам. Планировалось, что монумент установят в районе улицы Кирова, где остановка и рядом - торговый центр. Но в итоге был выбран проект московского скульптора.