Воронеж ГОРОД

Чудодейственные портки и огненные колёса: какие обряды существовали в воронежских сёлах

Чудодейственные портки и огненные колёса: какие обряды существовали в воронежских сёлах

18:16 04 августа 8851 Пожаловаться на новость
Источник: tv-gubernia.ru
В  2024 году исполнилось 155 лет со дня рождения русской и советской писательницы Елизаветы Милицыной. Елизавета Митрофановна родилась в 1869 году в Острогожске в семье разорившегося помещика. Всё её детство прошло в бедности и нищете. В 1889 году родители отдали дочь замуж за управляющего имениями, но брак не задался, и супруги развелись. В возрасте 25 лет Елизавета повторно вышла замуж за агронома Николая Милицына, который всячески помогал жене на её литературном поприще. Вскоре Милицыны переехали из Воронежа в Москву, где в 1898 году впервые вышли в свет её  рассказы. В Москве Елизавета познакомилась с писателями Владимиром Короленко и Максимом Горьким. Последний сделал её сотрудником издательства «Знание». В 1906 году супруги вернулись в Воронеж, где вели этнографическую деятельность. В 1910 году товарищество «Знание» издало два тома сочинений Милицыной, а в 1913-ом вышел третий том рассказов. Но он вскоре подвергся аресту, а на прозаика даже завели уголовное дело, дескать, она своими очерками провоцирует революционные настроения в обществе. В начале Первой мировой войны Милицына работала в воронежских госпиталях. Под впечатлением от увиденного она написала очерк «Записки сестры милосердия», который так и не был разрешён к печати при жизни литератора (впервые опубликован в журнале «Подъём» в 1998 году). После Октябрьской революции Елизавета Митрофановна вступила в партию РКПб, но в 1921-ом была исключена. Некоторое время работала в газетах «Комунна», «Беднота», «Новая жизнь». Во время Гражданской войны Милицына потеряла самых близких и любимых людей – родителей и мужа. Это заставило писательницу покинуть Воронеж. Долгое время она проживала в сёлах области, где заведовала различными учреждениями. Приблизительно в 1926 году она окончательно вернулась в город. А через три года по поручению Воронежского областного краеведческого музея отправилась в этнографическую экспедицию в сёла Устье, Гремячье, Костёнки, Рудкино и другие. Через два месяца после поездки великой женщины-этнографа не стало. Она скончалась в 1930 году в Воронеже в возрасте 69 лет. В знак признательности и уважения её похоронили на Новомитрофановском кладбище рядом с могилами русских поэтов Кольцова и Никитина (Литературный некрополь). Её могила уцелела по сегодняшний день. После этнографической экспедиции Елизавета Милицына написала очерк «По сёлам ЦЧО с котомкой» (впервые рассказ был опубликован в журнале «Подъём» в 2001 году). Главная тема всех произведений писательницы – непростая жизнь русского крестьянства, в особенности женщин. Отдельной темой рассказов также являются фольклорные зарисовки быта, нравов и верований сельских жителей.  Борщёвские чудодейственные портки Жители села Борщёво верили в происки колдунов. Так, Милицына описывала некую семью, в забор дома которой якобы коровы всегда упирались рогами и плакали кровавыми слезами. А, к примеру, старые женщины (бабки) могли «…отчитать душки и пустить их на бел-свет…». Но самое забавное верование, которое обнаружила этнограф в селе, – «чудодейственные порты». Они принадлежали какому-то местному мужчине и бережно хранились сельскими женщинами. Вот, что пишет автор очерка: «…В Борщёве нашлись чудодейственные «старинские порты» сильного семенистого мужика, обладающие свойствами поднимать тесто, когда портками потрясут над дежою, избавлять лошадь от «шута» (чёрта – прим. авт.), вязать ведьм…и зарождать…обилие огурцов». Огненные колёса Костёнок «Костёнки – от слова кость, стоят будто бы на костях мамонта…» – писала Елизавета Митрофановна. Ещё в конце 20-х годов в Костёнках бытовали местные предания о нечистой силе, проклятых душах-русалках, огненных змеях. С шуткой писательница скажет: «…Ещё и теперь подвыпившему стукарю в ночную пору мерещатся огненные колёса (до сих пор старики говорят об огненных шарах, которые виделись на горах – прим. авт.), катящиеся с гор, ещё будто бы, и теперь чиркает подойником меж сухих плетней оставшейся ведьма Батурина, которую недавно били. Где тут ведьмам жить, говорят старики, тут и чёрту самому рога и копыта обломают…». Русалка из села Оськино Село Оськино Воронежской области славится забавным обрядом – «Вождение русалки», совершающееся ежегодно в следующее после праздника Святой Троицы воскресенье. Именно Елизавета Митрофановна одна из первых записала данный обряд: «…Каким-то чудом среди горшечников сохранился древний обычай… «русалочье заговение», водить «русалку». Это прежняя коза или лошадь, но с русалочьими волосами. Водят «русалку» под игру на рожках и жалейках, водят под древнюю заунывную песню…На проводы «русалки» собирается тысяч до двух народа, одетого по праздничному…». В заключение я бы хотел привести слова литературного критика А. В. Амфитеатрова: «…В рассказах г-жи Милицыной есть  нечто, несомненно, своё. Она вышла не из литературного подражания – не из Горького, не из Андреева, не из Куприна, но из собственной своей скромной и спокойной наблюдательности…».