Воронеж ГОРОД

Воронежский лётчик-испытатель Александр Молокостов: «Самолёт — это просто груда металла, пока не поднимешь его в небо»

Воронежский лётчик-испытатель Александр Молокостов: «Самолёт — это просто груда металла, пока не поднимешь его в небо»

07:07 22 августа 6369 Пожаловаться на новость
Источник: tv-gubernia.ru
Для многих людей небо – это просто пространство над поверхностью Земли, но для лётчика-испытателя оно становится бескрайним лабиринтом исследований и волнующих открытий. В преддверии Дня Воздушного флота, который в этом году отмечался 18 августа, корреспонденты «TV Губернии» встретились с лётчиком-испытателем первого класса Воронежского авиазавода Александром Молокостовым и поговорили о секретах мастерства, борьбе с чувством страха и проблемах в авиации. Офицер в третьем поколении Александр Леонидович родился в Феодосии. В 1978 году Молокостовы приехали в Воронеж, куда главу семьи направили военным представителем на авиационный завод. Связь с Воронежем оказалась судьбоносной – здесь наш герой учился в школе, отсюда в 1984 году отправился поступать в Тамбовское высшее военное Краснознамённое училище лётчиков им. Марины Расковой. После его окончания в звании лейтенанта и с дипломом лётчика стратегической дальней авиации поехал служить в азербайджанский Кировабад (сейчас Гянджа). Но когда начались территориальные и межнациональные конфликты, Александра Молокостова перевели в Таганрог, затем – в Забайкалье. Потом была служба в Оренбурге, а в 2003 году Александр Леонидович вернулся в Воронеж. – Мне приходилось много летать по России и странам бывшего Советского Союза. В 1989 году в Узбекистане мы эвакуировали этнических турок-месхетинцев, армян и азербайджанцев – доставляли беженцев на Ил-76 в Центральную Россию, – рассказывает лётчик. Он перевозил гуманитарную помощь пострадавшим во время землетрясения в Армении. Участвовал в чеченской кампании – переправляя в Моздок личный состав, боеприпасы, различные грузы, технику. Его карьеру военного можно назвать достаточно успешной: в 25 лет Александр стал командиром экипажа Ил-76, а в 27 – командиром отряда и инструктором. – Моя работа никогда не была напрямую связана с боевыми действиями. Военно-транспортные самолёты обычно не летают в зоне «горячих» точек, потому что они слишком лёгкая цель, – делится Александр Молокостов. На вполне естественный вопрос о чувстве страха Александр Леонидович ответил так: – Человек, который не боится, – сумасшедший. Страх должен быть – это нормальная реакция на опасность. Важно уметь контролировать этот страх. Если же он становится паническим, стоит задуматься: а что ты делаешь в этой профессии? О своём выборе, сделанном в юности и навсегда, Александр Молокостов не жалел ни разу. Он просто не представляет себя в другой стихии, не авиационной. – У меня дед – офицер, отец – офицер и я – офицер. Я присягал на верность своему Отечеству, ему и служу, – говорит Александр Леонидович. – Понятие патриотизма сильно изменилось. Поколение, родившееся в 90-е годы, часто рассматривает жизнь только с потребительской точки зрения, без чувства долга и ответственности. Радует, что ситуация исправляется: нынешняя молодёжь в возрасте до 25 лет сильно отличается от «потерянного поколения». Лётчиков много, испытателей - единицы Профессия лётчика-испытателя требует не только мастерства и храбрости, но и высокой ответственности. А каждый полёт – это возможность разгадать тайны новейших разработок и предупредить потенциальные опасности. В профессию лётчика-испытателя Александр Молокостов пришёл в 36 лет, пройдя обучение в Ахтубинске Астраханской области. Вскоре после этого он совершил свой первый полёт на Ил-96, только что сошедшем с конвейера Воронежского авиазавода. Молокостов занимал место второго пилота, а командиром экипажа тогда был Заслуженный лётчик-испытатель России Юрий Зубрицкий. – Первым за штурвал нового лайнера всегда садится лётчик-испытатель, – рассказывает наш герой. – Разница между ним и обычным лётчиком огромна. Лётчик-испытатель – это тот, кто тестирует воздушные судна до того, как они выходят в серийное производство. Самолёт, сходящий с конвейера, – это просто груда металла, и он оживает только после того, как лётчик-испытатель поднимет его в небо. Получается, что представители именно этой профессии больше остальных рискуют жизнью? – Действительно, абсолютно безопасной нашу работу не назовёшь, – соглашается пилот. – Но я всегда надеюсь на инженерно-технический состав, который готовит технику, на наших конструкторов, которые изобрели этот самолёт и довели его до полёта. Поэтому страха нет, есть только уважение и осторожность, которые должны быть в любой профессии. Любопытно, что не существует определённого количества полётов, после совершения которых лётчик-испытатель даёт добро на серийное производство и эксплуатацию воздушной техники. – Для каждого типа самолёта есть своё количество испытательных полётов в разных режимах, – раскрывает секреты профессии Александр Леонидович. – Сначала оцениваем его аэродинамические характеристики, управляемость и маневренность. Затем тестируем критические режимы – полёты на предельные углы атаки и максимальной скорости, проверяем навигационные системы и автопилоты. Мы летаем экипажем: командир, второй пилот, штурман, бортовой инженер. На пассажирских самолётах работает ещё кабинный экипаж, который проверяет, как работает салон на высоте – что происходит с обшивкой, креслами, системой кондиционирования и множеством других параметров. Несмотря на философское отношение к жизни и абсолютное доверие к команде производителей, даже самые опытные лётчики-испытатели переживают психологический стресс. Александр Молокостов справляется с ним вылазками на природу и полётами на безмоторных летательных аппаратах – планерах. С любовью к небу Так сложилось, что в последние годы почти все прорывные инновационные истории происходят в виртуальном пространстве. – Действительно, создаётся впечатление, что научно-технический прогресс немного приостановился, вернее, ушёл в «цифру». Но и сегодня у нас есть молодые конструкторы, способные вдохновить на новые идеи. Правда, желающих становиться лётчиками-испытателями немного: средний возраст коллег в нашей стране – 57 лет. Чтобы изменить эту тенденцию, нужно создавать условия для вдохновения молодёжи, пробуждать в них интерес к авиации и другим сферам, где они смогут реализовать свои мечты. Причём со школьной скамьи – открывать кружки по моделированию, проводить детские соревнования по авиационным видам спорта, развивать целую культуру, пропитанную любовью к небу и авиации. Сейчас – самое время, – уверен лётчик-испытатель. СПРАВКА Александр Молокостов имеет более 6 тысяч часов налёта, около 3 тысяч из них приходятся на испытания. Он тестировал самолёты, производимые на ВАСО, в том числе «президентский борт» Ил-96-300 в 2021 году. Имеет статус ветерана боевых действий, награждён орденом Мужества за заслуги в испытании и освоении новой авиационной техники.