Воронеж ГОРОД

«Работали даже в 50-градусный мороз»: воронежцы поделились воспоминаниями о стройке БАМ

«Работали даже в 50-градусный мороз»: воронежцы поделились воспоминаниями о стройке БАМ

Источник: tv-gubernia.ru
В этом году страна отмечает 50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Юбилейные торжества проходят в десятках городов России. В Воронеже ветеранов-бамовцев поздравил вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев. Встреча с теми, кто в далёкие 70-е и 80-е годы работал на самой масштабной стройке страны, прошла в Воронежском государственном техническом университете. Говорили о доблестном прошлом великой стройки СССР. О её будущем – масштабном Всероссийском трудовом проекте «БАМ 2.0», благодаря которому в ближайшие 8 лет на Восточном полигоне будет уложено 3100 километров железнодорожного полотна. И, конечно, о первопроходцах магистрали, труд которых изменил облик вековой тайги, создал БАМ, выковал сильные характеры. «Проверить себя и показать, на что ты способен» Николай ПРИЛЕПИН (в 1974 году принимал участие в сооружении БАМа в составе студенческого стройотряда «Импульс»): – В 1974 году у нас на физико-техническом факультете Воронежского политехнического института сформировался студотряд. Из нашей группы первокурсников в него попали всего четыре человека, включая меня. Вместе с ребятами мы прошли подготовку, получили рабочие профессии. И в начале июля этого же года улетели сначала в Благовещенск, затем – в город Зея Амурской области, а оттуда наш путь ещё шесть часов пролегал по тайге... БАМ – это не только железная магистраль, но и рабочие посёлки, которые вырастали в тайге, линии электропередач и связи. Вот как раз последними и занимались наши четыре отряда. В общей сложности мы проложили 80 км линий связи. Нагрузка была приличная. Но она помогла каждому бойцу, попавшему в экстремальные условия, проверить себя и показать, на что он способен. Была и своя романтика. Невозможно забыть красоту природы. Ранней осенью тайга поражает невероятными красками: красный, зелёный, золотой... Много радости было от ощущения собственной силы, осознания той пользы, которую ты приносишь стране. Наконец, от заботы государства, которое поддерживало бамовцев – организовало для нас богатую культурную программу, запустив по магистрали два агитпоезда «Комсомольская правда» и «Ленинский комсомол». «На стройку века ехали лучшие» Евгений КИРЕЕЧЕВ (строил БАМ с 1977 по 1988 годы, работал в составе железнодорожных войск): – В 1977 году нам, выпускникам Уссурийского высшего военного автомобильного училища, предложили отправиться на БАМ. Большинство и так стремились туда. В стране чувствовался общий подъём, и в среде моих родственников, одноклассников, друзей крепла уверенность, что на стройку века едут лучшие. По своей патриотической, духовной атмосфере строительство Байкало-Амурской магистрали приравнивалось к нашим достижениям в космосе. Поэтому все, кто хотел отправиться на всесоюзную стройку, написали рапорты и поехали в рабочий посёлок Чегдомын. Там базировался взвод, занимавшийся ремонтом самосвалов «Магирус». Это были автомобили немецкого производства, которые вели отсыпку земляного полотна – наша техника при таких аномальных морозах просто не справлялась. Мне доверили командовать взводом. Для нужд стройки требовалось в круглосуточном режиме поддерживать технику в рабочем состоянии. Приспособленных помещений не было. В посёлке Ургал при 50-градусном морозе мы проводили ремонт и одновременно строили цех. Жили в вагончиках и постройках барачного типа, доставшихся нам от первопроходцев БАМа. Однако стройка продолжалась, дорога шла дальше. И когда мы выезжали на трассу, бывало, оказывались в спартанских условиях. Зимой – морозы. Летом – высокая влажность, болота, комары, клещи... Но мы справлялись, выходили из любых ситуаций – сами монтировали системы отопления, разбирались с электричеством. Не было работников коммунальных служб, и поэтому мужчины, а зачастую и женщины, научились на БАМе всем бытовым премудростям. Что больше всего запомнилось? Свадьба на БАМе. И дети наши тоже родились на БАМе. «Щедрый край, и люди там гостеприимные»,Анатолий СУХОВЕРКОВ (строил БАМ с 1980 по 1984 годы, работал монтажником стальных и железобетонных конструкций передвижной механизированной колонны «Ленбамстрой»): – Первым на БАМ уехал мой дядя, потом – старший брат и следом я. Позднее уговорил отправиться на всесоюзную стройку и нашего младшего брата. Мне было 26 лет, и я участвовал в строительстве Северобайкальска. Когда приехал туда в 1980 году, в городе было целых три дома. В одном из них дали квартиру моему брату. Мы с другом и его семьёй заселились к нему и так прожили полгода. Потом и нам выделили жильё. Строил школу-интернат, детский сад, жилой дом. Несмотря на суровый климат, чувствовал себя отлично. Поехал с язвой желудка, и она у меня там затянулась, хотя ел всё подряд – оленину, медвежатину, таёжные ягоды, грибы. Щедрый на природные богатства край, и люди там очень гостеприимные и добрые. Представьте, мы уходили на работу и не закрывали квартиры на ключ. К нам относились с уважением. Понимали – мы приехали трудиться. Но и отдыхать нам удавалось. В посёлке работали два кинотеатра, были своя хоккейная и футбольная команды – в обеих я играл. За ударный труд меня удостоили чести – напечатали портрет в местной газете в рубрике «Лучший монтажник».