Из рабочих – в артисты: как в Воронеже создавался народный цирк
Бум самодеятельного творчества
С середины 20-х и на протяжении всех 30-х годов прошлого столетия в Воронеже наблюдался настоящий бум циркового самодеятельного творчества. Артистические кружки и студии существовали не только при клубах и домах культуры, но даже на заводах и фабриках. Так, например, на паровозоремонтном заводе им. Ф. Дзержинского действовала спортивно-цирковая секция. Рабочие предприятия Константин Бирюков, Алексей Козявин и Павел Дрыгин придумали и исполняли оригинальный номер на турнике. Впоследствии они стали профессиональными артистами.
Из самодеятельного объединения, существовавшего при Дворце культуры имени К. Маркса, вышла целая плеяда знаменитых цирковых артистов: музыкальные эксцентрики братья Макеевы, укротительница львов Тамара Эдер (в девичестве Соловьёва), канатоходец Николай Хибин, воздушная гимнастка Раиса Немчинская.
И после войны в восстановленных очагах культуры не обходилось без тех, кто был увлечён цирковым искусством. А вот звание «народный» на ту пору имел единственный самодеятельный коллектив, существовавший при Дворце культуры имени В.И. Ленина.
Все жанры были им подвластны
Всё началось в 1967 году. Тогда к культработникам Дворца культуры имени В.И. Ленина пришёл профессиональный артист цирка Александр Пальчиков и предложил организовать цирковой кружок. Но за короткий срок Александру Ивановичу удалось превратить его в настоящую мастерскую самодеятельного циркового искусства. Практически всё многообразие жанров являли на арене участники студии «Народный цирк». В программе представлений были воздушные гимнасты, велофигуристы, жонглёры, по своей сложности и оригинальности соперничали номера акробатов, антиподистов, силовых жонглёров, эквилибристов.
За первые 15 лет существования коллектива 30 студийцев поступили в Московское государственное цирковое училище. Николая Гаткова приняли в Московский цирк на Цветном бульваре, Татьяна Шевалдина, впоследствии ставшая Заслуженной артисткой РСФСР, выступала на манеже с пластическим этюдом, азы которого ей заложил Пальчиков. Профессиональными артистами стали Юрий Пикулин и Алексей Попов. Инна Минакова блистала в Московском мюзик-холле.
На смотрины приходили мэтры
Руководитель студии заложил нужную и полезную традицию: он приглашал на своеобразные смотрины студийцев мэтров отечественного цирка. На такие встречи приходили именитые артисты, гастролировавшие на тот момент в Воронеже. Обычно устраивался творческий отчёт: гостям представляли наиболее удачные номера, которые уже не раз были «обкатаны» на публике.
В декабре 1981 года в Воронеже со своим аттракционом выступала выдающаяся дрессировщица львов народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда Ирина Бугримова. Вот её и жонглёра народного артиста РСФСР Александр Кисса и пригласил Александр Пальчиков на очередную встречу. Мэтры отсмотрели всех участников импровизированного представления прямо на репетиционной площадке. С похвалой высказались о пластическом этюде Тани Шевалдиной, об эквилибре школьника Гены Иванова, акробатическом этюде учащейся Наташи Подколзиной и токаря горно-обогатительного завода Юрия Азарова, о профессиональных навыках в жонглировании студентки энергетического техникума Тани Колмаковой. Но наибольшее впечатление на них произвело выступление силового жонглёра, а на ту пору шофёра авиазавода, Чичико Хачапуридзе.
– Мы хоть сейчас напишем рекомендательное письмо в «Союзгосцирк», чтобы зачислили Чичико в штат нашей цирковой организации, – сказала Ирина Николаевна Бугримова.
О такой оценке и похвале, прозвучавшей из уст выдающейся артистки, можно было только мечтать.
Незаурядный Хачапуридзе
Чичико Хачапуридзе до того памятного случая всего лишь год, как стал посещать «Народный цирк». Когда об этом сказали Ирине Николаевне Бугримовой, то она воскликнула: «Значит, мы имеем дело с незаурядной личностью».
Хотя, если быть точным, в биографии Чичико цирк появился раньше. Когда он после армии приехал в Бутурлиновку и поступил в техникум, то занимался в цирковом кружке, который существовал при этом учебном заведении. И стал себя пробовать как силовой жонглёр. Когда же перебрался в Воронеж, своё увлечение не забросил и пришёл в студию к Александру Пальчикову. Именно здесь он стал лауреатом Всесоюзного и Всероссийского фестивалей народного творчества.
Дальше дорога его привела на профессиональную арену. Несколько лет его жизненный путь был связан с «Союзгосцирком», а потом он снова вернулся в Воронеж. Вместе с Александром Ивановым готовил студийцев. В то время они с агитпоездом «Молодогвардеец» побывали в Тюмени, Тобольске, встречались со строителями Байкало-Амурской магистрали. А ещё были выступления в Кремлёвском Дворце съездов, гастроли в Англии и Польше.
Впоследствии Чичико Хачапуридзе окончил Воронежский институт физкультуры, стал высококвалифицированным мануальным терапевтом. К нему приезжали и даже привозили людей на исцеление из многих российских городов.
Чичико Иванович несколько раз переизбирался председателем Комитета по делам национальностей областной Общественной палаты. Именно при его непосредственном содействии в фойе цирка появилась скульптура великому клоуну и дрессировщику Анатолию Дурову.
В ТЕМУ
Сегодня в Воронеже есть лишь одна цирковая студия. Называется она «Цирк – это просто». Существует студия при ДК «Шинник», а руководит ею профессиональный цирковой артист Андрей Сильчев. Также есть самодеятельные цирковые коллективы в Нововоронеже, Новой Усмани, Россоши и Ольховатке.