Татьяна Толстая в Воронеже: «Скоро искусственный интеллект сможет заменить любого автора»
Во Дворце творчества детей и молодёжи была развёрнута книжная ярмарка, а также прошли мастер-классы, спектакли и творческие встречи с известными авторами. В их числе – Виктория Шиманская, Григорий Служитель, Нина Дашевская и Елена Борода. Интересными получились встречи с читателями у телеведущей, литературного критика, автора романа-бестселлера «Кысь» Татьяны Толстой и у писателя, поэта и автора книги «Умная собачка Соня и другие» Андрея Усачёва.
Обойтись без таблеток
Татьяну Толстую практически на первых минутах встречи спросили о том, что из современной литературы она может рекомендовать к прочтению.
– Из всего нового, что я читала, мало что становилось мне «пищей для ума», – поделилась Татьяна. – Поэтому я предпочитаю читать классику: Толстого, Достоевского, Чехова… Вот, скажем, Чехова при жизни совершенно не понимали. У него же не просто фабула, а второй слой, третий, четвёртый… А у тех, кто пишет сейчас, по большей части, что называется, труба пониже и дым пожиже. И практически у всех есть большущий недостаток – отсутствие меры. Нет необходимости писать роман в 460 страниц! Две сотни – уже много. Вы можете в качестве контраргумента вспомнить «Войну и мир», но там ни одна страница не написана зря. В писателе всегда должен быть редактор. Надо уметь вовремя остановиться.
Татьяна Толстая отметила, что во время бесед о новой литературе ей вспоминается давняя реклама препарата для пищеварения. Там показывали мужчину, за обе щеки уплетающего всё, что попалось под руку. После чего тёща заботливо приносила ему таблетку. Только вот в случае с современной прозой, по словам Толстой, таблетку читателю никто не даёт.
Писательница рассказала и об опыте взаимодействия с искусственным интеллектом. В недавно вышедший сборник «Механическое вмешательство» включили рассказы полутора десятков литераторов, создавших произведения в соавторстве с нейросетью.
– Я работала не так, как другие, – отметила Татьяна Никитична. – Они задавали нейросети конкретные условия и параметры. И пользовались полученным результатом, перемешивая его в некоей пропорции с текстом собственного сочинения. Мне так делать не хотелось. Я написала страничку текста и предложила искусственному интеллекту продолжить. Он изгалялся как мог, я с ним разговаривала, запросы посылала – в результате получился рассказ «Проходные дворы».
Я просто развлеклась, хотя искусственный интеллект – достаточно страшная вещь. Потому что тот чат, с которым я работала, ещё очень мало развит. Его ошибки ужасны. И кроме смеха они пока ничего не вызывают. Но, конечно, это самообучающаяся система, которая с каждым днём становится всё более совершенной.
Впрочем, по словам Толстой, существуют и другие чаты на основе нейросетей – как она выразилась, «более отполированные».
– Они кажутся умнее, но, на самом деле, никто из них не умный, – заключила Татьяна Никитична.
Речь может идти исключительно о ловкости обращения с тем материалом, который бездушная машина может откопать в интернете.
Общее ощущение от искусственного интеллекта – неприятное, – призналась писательница. – Он вот-вот достигнет той степени развитости, когда сможет заменить нетребовательному читателю любого автора. Совсем скоро он будет готов писать какие-нибудь детективы или «пляжные романы», которые ничем не станут отличаться от современного массового чтива. Но вот умения оперировать социокультурными нюансами и играть полутонами от этих машин ждать бессмысленно.
Продолжения с кулаками
Усачёва спрашивали, разумеется, про его самого известного «героя» – умную собачку Соню. Оказывается, она – не вымышленный персонаж: пушистая любимица жила в семье писателя некоторое время назад.
– Журналисты часто просили меня прислать им фотографию Сони, – вспомнил Андрей Усачёв. – А я всё жалел, что снимков не сохранилось. Как вдруг фото нашлось! На нём запечатлены собачка и мой трёхлетний сын.
Показать, правда, не вышло: досадный технический сбой так и оставил гостей «Силы слова» в неведении относительно Сониного облика. Зато писатель внёс ясность по поводу квартиры 66, в которой по сюжету и жила собачка. Никакой магии чисел: это номер квартиры самого литератора.
Андрей Усачёв посетовал на то, что его постоянно просят писать продолжения, а ему такой формат даётся крайне нелегко.
– У меня есть серия книг про деревню Дедморозовку, – напомнил писатель. – В финале всех этих историй снеговики, главные действующие лица, исчезают. Но они не умирают, это было бы слишком жестоко, а превращаются в детей. Так теперь мне говорят: а вы и про этих детей напишите что-нибудь...
Ещё один подобный эпизод произошёл на такой же творческой встрече. Подошла маленькая девочка и спросила Андрея Алексеевича, планируется ли продолжение книжки «Жили-были ёжики». Писатель ответил, что нет. И практически сразу увидел огромного разъярённого мужчину, грозящего ему кулаком. «Дочка плачет, скажи, что продолжение будет», – недобро шепнул здоровяк.
– А ведь я придумал вторую часть, – поделился Усачёв. – Но пока не написал. Только девочка та давным-давно выросла. У неё теперь, наверное, уже свои дети есть».