Воронежский ветеран рассказал об обнаружении секретной базы в Афганистане
На День города, 21 сентября, четыре человека удостоились почётного знака «Воронеж – город воинской славы». Среди них – председатель Территориальной избирательной комиссии Центрального района Воронежа, полковник в отставке Сергей Каплин. Немногие знают, что он 2 года и три месяца исполнял интернациональный долг в Афганистане, а за участие в операции по уничтожению секретной базы душманов был награждён орденом Красной Звезды.
Военная карьера Сергея Каплина началась в 1978 году. После окончания Омского высшего танкового командного училища его направили в Северо-Кавказский военный округ. Офицерское становление прошло в танковом полку. Здесь он вырос до командира разведывательной роты. Разнарядка на Афганистан пришла весной 1983 года. Герою нашего материала довелось служить в составе 191-го отдельного мотострелкового полка, который базировался в провинции Газни.
– К тому времени из танкистов я переквалифицировался в разведчики, – вспоминает Сергей Каплин. – В служебную командировку в «жаркую страну» предполагалось отправить другого офицера, но тот наотрез отказался. В Афганистане я должен был сменить Виктора Тудвасева, которого знал ещё по училищу. И очень благодарен Виктору, что он задержался на месяц и познакомил меня с личным составом, с зоной ответственности полка. География проведения боевых действий охватывала восточную часть Афганистана – от Пандшера до Кандагара. Через месяц я уже мог обходиться без компаса и карты, изучил опасные районы, знал главарей бандформирований.
Разведка с боем
Сергей Каплин был участником ликвидации крупной душманской базы в Ургунском ущелье. Позже военачальники назвали эту операцию самой результативной по количеству захваченного оружия и боеприпасов.
А началось всё с того, что осенью 1983 года командование полка поручило разведчикам обследовать большой горный массив вблизи границы с Пакистаном и найти секретную базу душманов.
– В течение месяца на двух вертолётах с десантом на борту мы патрулировали указанный район, – рассказывает Сергей Каплин. – Несколько раз устраивали засады, но попадалась какая-то мелочь: одиночные машины, небольшие группы «духов». Нужно было принимать какое-то решение. И я предложил начальнику штаба полка подполковнику Акимову сместить зону поиска на несколько километров.
В три утра двумя бортами разведчики вылетели в сторону Ургунского ущелья. В каждом вертолёте по 8 человек. Летели на предельно низкой высоте. Вскоре база была обнаружена. Моджахеды были настолько ошеломлены внезапным появлением советских вертолётов, что в первые минуты не прозвучало ни одного выстрела. Экипажи Ми-8, эффективно отработав неуправляемыми реактивными снарядами по душманам, осуществили высадку десанта.
На территории базы наши разведчики обнаружили всё необходимое для подготовки боевиков: учебные классы, автотехнику, вооружение, две вертолётные площадки и даже два танка. И тут «духи» очнулись...
– Бой шёл минут двадцать, от силы полчаса, – продолжает ветеран. – Понимал, что, если увязнем, не выйдем из боя, то все и поляжем. Дал команду на отход. Бойцы бегут к вертолёту и несут то, что подобрали по пути: мины, миномёт и другое оружие. Всех развеселил, хотя и было не до смеха, старшина по прозвищу «Боцман»: он тащил мешок сахара и пару мешков чая. А огонь уже настолько плотный, что «восьмёрка», барражирующая над нами, не смогла сесть. Пришлось размещаться в одном вертолёте. А это уже – не восемь, а шестнадцать человек.
Сергей Каплин пересчитал личный состав по головам, и оказалось, что одного бойца не хватает.
– Выглядываю из вертолёта, а там еле-еле ковыляет пулемётчик, которого я оставил прикрывать отход, – делится наш собеседник. – Двое солдат выскочили и быстро затащили раненого на борт. Начали взлетать, но чувствовалось, что вертолёт тяжело набирает высоту и скорость.
Командир приказал срочно избавиться от всех трофеев, которые создавали дополнительную нагрузку. Вниз полетели мины, лафет от миномёта. Пришлось и от сахара избавиться...
И всё же винтокрылую машину зацепило из крупнокалиберного пулемёта. На одном баке наши ребята кое-как дотянули до советской базы. По прилёту выяснилось, что вертолёт получил пять пробоин в фюзеляже, был пробит топливный бак и повреждены лопасти. Но главное – все остались живы. По словам Сергея Каплина, жизнь солдата для него всегда была важнее всего остального.
Разгром секретной базы
После полученного во время боя с душманами ранения Сергей Каплин лечился в госпитале, а затем вернулся в родной полк. К тому времени здесь сменилось командование. Полк принял тогда ещё подполковник Лев Рохлин.
– Полным ходом шла подготовка к операции по уничтожению бандформирований в районе Ургун, – рассказывает участник тех событий. - Чтобы расспросить про базу, которую мы обнаружили восемь месяцев назад, Рохлин вызвал меня к себе. На карте я показал район, где мы приняли бой.
«Не может быть! У нас совсем другие разведданные!» – удивился комполка. Но всё же поручил проверить информацию Каплина, а затем убедил командование в необходимости смены утверждённого района боевых действий.
После тщательной подготовки начался основной этап операции. Был нанесён мощный артиллерийский удар по складам, который привёл к детонации снарядов и мин. После этого «духи» не оказали сопротивления и ушли, забрав при этом всю документацию.
Выяснилось, что база в Ургунском ущелье исполняла роль логистического центра. Сюда из Пакистана поступало оружие, которое потом караванами расходилось по всему Афгану. Здесь же находился учебный центр подготовки моджахедов, которых обучали иностранные инструкторы. Гарнизон составлял более 2500 человек.
– Масштаб базы был огромен, – вспоминает Сергей Каплин. – Ущелье было буквально пронизано тоннелями и искусственными гротами. Здесь находился огромный склад оружия и боеприпасов. Одних только итальянских мин было вывезено десять грузовиков! Кроме того, было огромное количество продовольствия, медицинского оборудования и обмундирования. Среди трофеев – две с половиной тысячи комплектов формы, преимущество которой заключалось в том, что в ней не заводились вши. Одели весь полк. Вот только потом кому-то из начальников она приглянулась, и пришлось передать её в Кабул.
За обнаружение крупнейшей в истории Афганской войны душманской базы капитан Сергей Каплин был награждён вторым орденом Красной Звезды. А на Боевое Знамя 191-го полка 9 Мая 1985 года был прикреплён в торжественной обстановке орден Красного Знамени.
Переломное время
После распада Союза Сергей Каплин разделил судьбу многих офицеров, которые вынуждены были вместе со своими воинскими частями покидать страны Варшавского договора и союзные республики, которые спешили обрести независимость.
Подполковнику Каплину пришлось выводить из города Вентспилса (Латвия) учебный танковый полк, которым он командовал после окончания в 1989 году Военной академии бронетанковых войск. Технику отправили в Сибирь, а Каплину предложили продолжить службу в Забайкальском военном округе. Но он выбрал Воронеж, куда из Германии в 1994 году была выведена 20-я общевойсковая танковая армия. Звание «полковник» Сергею Каплину было присвоено в должности заместителя начальника Оперативного отдела штаба 20-й армии.
– Сложное было время, – считает Сергей Каплин. – Части вывели, а учиться боевой подготовке негде было. К счастью, власти выделили деньги из областного бюджета, и удалось на бомбодроме 105-й авиадивизии создать армейский полигон и учебный центр «Погоново». На этом полигоне в чеченскую кампанию мы подготовили курскую бригаду, которая вернулась, не потеряв ни одного бойца.
Уволился из вооружённых сил полковник Каплин в 2007 году с должности секретарь-член Военного Совета 20-й гвардейской общевойсковой армии.
Боеспособная сила
Сегодня Сергей Каплин ведёт работу по пропаганде патриотических и духовно-нравственных ценностей. Он достигает своей цели не поучениями, а личным примером. В период между избирательными кампаниями организовывает конкурсы по повышению правовой культуры молодых избирателей как среди учащихся школ, так и среди студентов высших учебных заведений. Читает лекции для студентов на тему значимости участия в избирательном процессе, задач укрепления государства, важности консолидации общества, рассказывает о службе в Афганистане, где дружба, верность присяге были важны для советских солдат.
– Мероприятия, проводимые Территориальной избирательной комиссией, формируют у ребят первоначальные представления об избирательном праве. Тем самым мы воспитываем прежде всего гражданина, который ответственно относится к будущему своих родных, своей страны, – убеждён Сергей Каплин.
Ветеран боевых действий активное участие принимает и в работе региональной организации «Российского союза ветеранов Афганистана».
– Воины-афганцы были и остаются боеспособной силой. Они готовы не только свой жизненный опыт передавать молодым, но и, как показало время, встать на защиту страны в ходе спецоперации на Украине, – заключил ветеран.
Сергею Каплину есть чем гордиться и что передать следующим поколениям. За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, он награждён двумя орденами Красной Звезды, медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». А за трудовые успехи ветеран боевых действий удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За ратную доблесть».