Как в Воронежской области борются с алиментщиками и куда идёт изъятое у должников имущество
Каким бы профессиональным и беспристрастным не был служитель Фемиды, важно, чтобы вынесенное им решение было исполнено. Иначе оно будет действовать лишь на бумаге. В чём заключаются главные задачи судебных приставов, какие новые полномочия появились у служащих и как удаётся привлечь к ответственности злостных должников, в интервью TV Губернии рассказал руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области Руслан Паринов.
– Руслан Николаевич, чем занимаются сотрудники службы судебных приставов?
– Основными задачами нашего ведомства являются обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнение судебных актов. А также защита прав и законных интересов граждан. Например, следим за тем, чтобы злостные алиментщики выплачивали полагающиеся средства своему ребёнку, или, скажем, работодатель погасил все свои задолженности перед подчинёнными.
С 1 февраля этого года у службы появились новые полномочия по контролю за деятельностью микрофинансовых организаций. В управлении для этого был создан специальный отдел. На данный момент нарушители заплатили более 2 млн рублей в качестве штрафов.
– Какие меры применяете к должникам?
– Это могут быть временное изъятие у нарушителя водительского удостоверения, запрет на совершение регистрационных действий, административные аресты. Одной из самых эффективных мер остаётся ограничение на выезд за рубеж. В нынешнем году подобным вынужденным санкциям подверглись почти 78 тыс. воронежских должников. Также мы имеем право взыскать с гражданина его заработную плату или любой другой доход.
– А как удаётся взыскивать долги со злостных алиментщиков?
– К каждому должнику мы подбираем меру воздействия индивидуально, исходя из конкретных жизненных обстоятельств. Так, если у алиментщика есть водительские права, то мы можем запретить ему ездить на авто вплоть до уплаты всех задолженностей. Но иногда приходится делать исключения. Например, если основная работа должника связана с управлением транспортным средством. В таком случае лишать его основного заработка просто нелогично.
Что касается более серьёзных мер, то в отношении 1050 должников, которые уклонялись от выплаты алиментов, составлены административные протоколы по ст. 5.35.1 КоАП РФ. Как правило, нарушителям назначают обязательные работы на определённое судом количество часов. При этом наказание никак не освобождает от выплаты алиментов. А если недобросовестный отец продолжает уклоняться от своих обязанностей, он привлекается уже к уголовной ответственности, которая предусматривает лишение свободы на срок до одного года. Так, за 9 месяцев 2024-го возбуждено 535 уголовных дел по ст. 157 УК РФ. К счастью, большинство алиментщиков стараются до этого не доводить, находят работу и переводят деньги своим родным детям.
– Становится ли меньше алиментщиков в Воронежской области?
– В этом году добились положительной динамики по взысканию алиментных платежей. Наши сотрудники изъяли и перечислили в пользу детей почти 860 млн руб. (в прошлом году – 750 млн руб.). Приятно видеть, что неплательщиков алиментов в регионе становится меньше. Если в прошлом году мы возбудили 5,4 тысячи исполнительных производств, то в текущем – 4,9 тысячи.
– На какое имущество судебный пристав имеет право наложить арест, а какое, напротив, не подлежит изъятию?
– Должникам не мешало бы помнить, что по закону арест на имущество может быть наложен при задолженности свыше трёх тысяч рублей. Чаще всего судебные приставы изымают автомобиль, землю или дом. Также не застрахованы от ареста мебель, дорогая одежда, драгоценности и бытовая техника. Но мы не можем забрать у должника предметы первой необходимости: холодильник, плиту, единственную кровать. Также закон запрещает нам изымать единственную недвижимость у должника, личные вещи и домашних животных.
В большинстве случаев граждане стараются вернуть свою собственность назад. Сделать это возможно, если вовремя погасить долги. В противном случае изъятые вещи продаются для покрытия задолженности. Вещи дешевле 30 тыс. рублей гражданин может реализовать сам. В остальных случаях реализация арестованного имущества происходит на торгах в форме электронных аукционов.
– Как вы оцениваете работу регионального управления за последние несколько лет?
– В центре внимания нашей службы была и остаётся защита прав детей. Поэтому лично для меня увеличение числа взысканных алиментов с недобросовестных отцов – самый значимый в социальном и просто в человеческом плане показатель. Наряду с этим большое значение придаётся работе с исполнительными производствами, связанными с участниками СВО. Все вопросы, которые поступают от них и членов их семей, решаем максимально оперативно.