Как воронежских школьников учат управлять беспилотниками
Воронежская область вошла в число 30 регионов России, в которых стартовала реализация национального проекта «Беспилотные авиационные системы». С начала нового учебного года на базе 18-ти образовательных учреждений области открылись специально оборудованные лаборатории. В одной из них, расположенной в Новоусманской школе № 5 «Эврика», побывали корреспонденты TV Губернии.
Перспективная тема
Лаборатория оказалась визуально похожа на помещение из фантастического фильма. Новое оборудование – под стать новой красивой школе («Эврика» открылась в сентябре 2022-го). А пространство для отработки полётов напомнило большую и высокую клетку с мягкими «стенами», напоминающими футбольные ворота. Внутри – красивая круговая подсветка, выполняющая роль «препятствия». Работа с ней – высший пилотаж. И в прямом, и в переносном смысле.
Помимо лётного «полигона» в лаборатории есть мастерская для сборки и зона для виртуальных тренировок.
– Мы учим детей и изготовлению техники, и программированию, и управлению полётами, – рассказал TV Губернии руководитель школьной лаборатории беспилотных авиационных систем Алексей Пятов. – Также в рамках программы профильного допобразования мы занимаемся сборкой, пайкой и изготовлением деталей. Наша задача – дать азы работы с квадрокоптерами. А после ребята уже сами решат, как использовать полученные знания. Наверняка, многие решат связать свою профессиональную деятельность именно с этим направлением. Беспилотники сейчас находятся на службе у полиции, МЧС, геодезистов. Используются в сельском хозяйстве и в логистике. Так что тема, безусловно, крайне перспективная.
В рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» «Эврика», как и другие учебные учреждения, получила технику в безвозмездное пользование. В школы поставляются две модели от отечественного производителя: «Геоскан Пионер Мини» стоимостью около 50 тысяч рублей и «Геоскан Пионер Базовый», он стоит около 120 тысяч рублей.
«Мини» выглядит особенно хрупко. Но в школе есть 3D-принтер, на котором без проблем распечатываются необходимые детали на замену приходящих в негодность. Занимаются этим тоже дети: в ходу принцип «сам сломал – сам ремонтируй». И дело не только в педагогичности подхода. Работа с 3D-принтером – тоже весьма ценный опыт.
– Часть информации по беспилотникам школьники получают на уроках труда, – пояснила директор школы Марина Боброва. – А другую часть – в рамках дополнительного образования. Это, кстати, бесплатно. Продолжительность занятия стандартная – 40 минут. Поскольку внеурочные занятия входят в образовательную программу, то зачастую они стоят в расписании. Хотя, бывает, что ставим их и после уроков. Для того, чтобы попасть на занятия в лаборатории, достаточно желания и хороших результатов по математике.
Мальчики и девочки
Детей, в первую очередь, учат технике безопасности и рассказывают об особенностях каждой из моделей. Говорят и о платах, и о моторах, и об аккумуляторах, и о винтах, и о грузоподъёмности, и о дальности следования. То есть, в курс дела вводят основательно. После этого уже отрабатываются навыки сборки и разборки аппаратов. А потом – программирование, связка с пультом управления или с приложением для телефона и, собственно, полёты. Сначала – на виртуальных симуляторах: всё-таки рисковать дорогостоящей техникой, несмотря на возможность быстрого ремонта, никто желанием не горит.
А вот когда уже есть понимание, что ученик в полной мере готов «рулить» – пожалуйста. В качестве трассы используется не только лабораторная «клетка», но и спортивный зал: полёты на открытых пространствах пока, как известно, запрещены. В планах – проведение соревнований между лучшими учениками. Мероприятие запланировано на конец учебного года. То есть, на середину мая.
Управлять беспилотниками учат с девяти лет, с третьего класса. А заканчивается обучение, соответственно, в одиннадцатом – когда большинству учеников уже исполняется 17. Для самых маленьких (9-11 лет), разумеется, предлагается упрощённая версия программы.
Различий по полу нет – куда важнее индивидуальные возможности каждого ученика.
Всё из практики
По словам Алексея Пятова, чтобы научиться управлять беспилотником, нужен «стаж» из более чем двух сотен часов полётного времени. Потому как нюансов здесь масса. Модель может быть банально не откалибрована (то есть, не настроена предварительно должным образом). И тогда внезапно окажется, что у аппарата перепутаны направления движения: жмёшь на пульте клавишу «вперёд», а он летит назад. Так что полноценное понимание тонкостей приходит исключительно из практики. Поэтому программа и рассчитана на 280 часов. Собрать простейшую модель – дело получаса. А вот качественное развитие навыка взаимодействия с техникой требует серьёзных затрат времени.
Преподавателей этой пока ещё экзотической дисциплины в школе двое: Алексей Пятов и Эдуард Колышницын (заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Летом они прошли дистанционное профильное обучение. А также съездили в Калугу в рамках подготовки в «Институте развития профессионального образования»: выполняли экзаменационные задания и нарабатывали лётную практику.
Профессиональный подход
Как рассказала Марина Боброва, школа активно взаимодействует с учреждениями среднего профессионального образования и вузами. То есть, талантливым ребятам, мечтающим о карьере оператора беспилотных летательных систем, обязательно помогут с дальнейшим продвижением по выбранному пути. Вместе с аттестатом об общем образовании такие дети получают свидетельство о получении первой профессии. И это – уже после девятого класса!
– Собирать квадрокоптеры и управлять ими – безумно интересно, – поделился ученик 10 «б» класса Даниил Рогов. – Плюс, мне эти знания понадобятся в будущем. Планирую поступать в ВАТУ на факультет радиоэлектронной борьбы. Там как раз изучают программирование и пилотирование дронов. Эта сфера крайне перспективна. И поэтому привлекательна. В Москве беспилотники уже работают в доставке. Так что, речь не про абстрактный завтрашний день, а уже про вполне конкретный сегодняшний. Для себя рассматриваю работу в какой-то из гражданских областей. В военной сфере куда больше рисков и сложностей.
Артём Степанов, одноклассник Даниила, отметил, что подобные занятия дают яркие ощущения драйва и азарта. Но в работе Артёму они вряд ли пригодятся. Он планирует поступать в ВГУ на юрфак, уже выбрал направление «Судебная и прокурорская деятельность». Впрочем, к тому времени, когда Артёму предстоит закончить вуз, возможно, дроны «освоят» и новые сферы, пока ещё абсолютно далёкие от этой тематики.