В Воронежской области обсудили прогноз социально-экономического развития до 2027 года и проект бюджета региона
На заседании правительства Воронежской области, состоявшемся 23 октября, были представлены ключевые документы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов — прогноз социально-экономического развития и проект областного бюджета.
Прогноз социально-экономического развития Воронежской области на трехлетний период представила министр экономического развития региона Людмила Запорожцева. По её словам, экономика Воронежской области демонстрирует темпы роста выше общероссийских.
По итогам 2024 года прогнозируемый объём валового регионального продукта (ВРП) составит 1,625 трлн рублей (рост на 3,9% к уровню 2023 года). В 2025 году рост экономики области должен составить 103,8% к предыдущему году. Далее, по аналогии с прогнозом Минэкономразвития РФ, темпы прогнозируются более сдержанные — 103,2% в 2026 году и 102,9% в 2027 году. Но и это выше среднероссийских показателей.
Промышленное производство в Воронежской области к 2027 году должно увеличиться по сравнению с 2024 годом на 9,7%.
Производство сельхозпродукции в 2024 году на фоне рекордных урожаев прошлых лет и сложных погодных условий этого года, которые привели к гибели значительной части посевов, временно снизится. Но, начиная с 2025 года, прогнозируется рост.
В строительстве, по предварительной оценке, в 2024 году объём введённого жилья может составить около 1,96 млн кв. м. В 2027 году ожидается рост ввода жилья на 25,8% к уровню 2024 года.
Зарплата работников организаций за январь–июль 2024 года составила 118% к аналогичному периоду прошлого года. С 2025 года ожидается сохранение темпов роста на уровне 9–10% ежегодно, что выше среднероссийских значений.
ВРП Воронежской области в 2027 году должен превысить показатель 2024 года на 10,2% (ВВП России — на 8,1%). В промышленности опережающая динамика - 3,1% при 2,3% в РФ - может быть достигнута за счёт ускоренного роста обрабатывающих производств (на 11,2% за три года), в сельском хозяйстве — за счёт наращивания производства в животноводстве и переработке.
Годовой объём инвестиций в основной капитал (в текущих ценах) должен вырасти в 2027 году на 31,4% по сравнению с 2024-м - до 537 млрд рублей.
Возвращение инфляции на целевой уровень 4%, как и в целом по стране, так и в Воронежской области ожидается в 2026 году: основные меры по её снижению принимаются на федеральном уровне.
Присутствующий на заседании проректор РАНХиГС, директор Института финансов и устойчивого развития Андрей Марголин отметил реалистичность представленного региональным министерством прогноза.
Комментируя доклад, губернатор Александр Гусев напомнил о необходимости повышения производительности труда:
— Если инвестиции направляются на автоматизацию и роботизацию, то такие инициативы должны получать все возможные меры господдержки, как и наши особо значимые проекты.
Кроме того, глава региона отметил важность роста зарплат бюджетников наравне с другими категориями:
— Мы по-прежнему планируем рост заработной платы в бюджетном секторе в зависимости от среднего уровня по экономике.
С докладом о проекте закона об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов выступила министр финансов региона Надежда Сафонова.
Собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2025 году должны вырасти к оценке 2024 года на 4,7% - до 160,44 млрд рублей. В 2025 году в структуре собственных доходов будут лидировать НДФЛ— 33,6% и налог на прибыль организаций – 27,5%. Также значимыми источниками остаются акцизы (14,2%), налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения (9,9%) и налог на имущество организаций (7,3%). Все налоги планируются с ростом к оценке текущего года.
Расходные возможности в 2025 году превышают 197,97 млрд рублей. Доходы ожидаются на уровне 183,46 млрд рублей. При этом значительную часть федеральных трансфертов ещё только предстоит распределить (ко второму чтению федерального бюджета). Поэтому и доходная, и расходная части проекта бюджета будут корректироваться.
На реализацию национальных проектов в 2025 году предусмотрено почти 15,94 млрд рублей, из которых лишь около 39% – уже подтвержденные на данный момент средства федерального бюджета.
Совокупные расходы на образование, здравоохранение, соцзащиту, культуру, физкультуру и спорт, а также занятость населения (без учета капитальных вложений) на 2025 год запланированы на уровне 103,2 млрд рублей. Все социально значимые расходы проиндексированы. В частности, на поддержку семей с детьми предусматривается почти 8,36 млрд рублей. Учтены и новые меры поддержки многодетных семей — это питание учащихся в школах и в колледжах, обеспечение школьной и спортивной формой. По полномочиям областного бюджета в сфере здравоохранения направляется в два раза больше средств, чем установлено нормативами.
Расходы на развитие экономики и инфраструктуры региона на 2025 год запланированы в объеме 61,77 млрд рублей — 31% от общей суммы. Вложения в инфраструктуру превысят 53,48 млрд рублей. Из них на строительство объектов социальной сферы, ЖКХ и дорожного хозяйства планируется направить свыше 40 млрд рублей.
В сфере межбюджетных отношений будут сохранены все виды финансовой поддержки муниципалитетов.
Госдолг Воронежской области является одним из самых низких среди регионов Центрального федерального округа. Ожидается, что на конец 2024 года объём долга составит 29 млрд рублей. С 2025 года планируется сокращение долга, в том числе за счёт эффекта от реализации инфраструктурных проектов.
Губернатор Александр Гусев, подчеркнув, что по госдолгу никаких сложностей не ожидается, а по нацпроектам ещё будут появляться дополнительные источники финансирования, обратился к главам районов:
— Мы договаривались, что в бюджете защищенной статьей является не только, в частности, заработная плата, но и такой вид расходов, как содержание общественных пространств и территорий, которые появляются по программе благоустройства городской среды. Принципы формирования мы до вас довели; расценки, которые нужно применять при планировании содержания, — тоже.
До 12 декабря в Воронежской области также планируется утверждение прогноза социально-экономического развития региона на долгосрочный период до 2042 года.
1,625 трлн рублей составит прогнозируемый объём валового регионального продукта по итогам 2024 года.
Реалистичный прогноз
Прогноз социально-экономического развития Воронежской области на трехлетний период представила министр экономического развития региона Людмила Запорожцева. По её словам, экономика Воронежской области демонстрирует темпы роста выше общероссийских.
По итогам 2024 года прогнозируемый объём валового регионального продукта (ВРП) составит 1,625 трлн рублей (рост на 3,9% к уровню 2023 года). В 2025 году рост экономики области должен составить 103,8% к предыдущему году. Далее, по аналогии с прогнозом Минэкономразвития РФ, темпы прогнозируются более сдержанные — 103,2% в 2026 году и 102,9% в 2027 году. Но и это выше среднероссийских показателей.
Промышленное производство в Воронежской области к 2027 году должно увеличиться по сравнению с 2024 годом на 9,7%.
Производство сельхозпродукции в 2024 году на фоне рекордных урожаев прошлых лет и сложных погодных условий этого года, которые привели к гибели значительной части посевов, временно снизится. Но, начиная с 2025 года, прогнозируется рост.
В строительстве, по предварительной оценке, в 2024 году объём введённого жилья может составить около 1,96 млн кв. м. В 2027 году ожидается рост ввода жилья на 25,8% к уровню 2024 года.
Зарплата работников организаций за январь–июль 2024 года составила 118% к аналогичному периоду прошлого года. С 2025 года ожидается сохранение темпов роста на уровне 9–10% ежегодно, что выше среднероссийских значений.
ВРП Воронежской области в 2027 году должен превысить показатель 2024 года на 10,2% (ВВП России — на 8,1%). В промышленности опережающая динамика - 3,1% при 2,3% в РФ - может быть достигнута за счёт ускоренного роста обрабатывающих производств (на 11,2% за три года), в сельском хозяйстве — за счёт наращивания производства в животноводстве и переработке.
Годовой объём инвестиций в основной капитал (в текущих ценах) должен вырасти в 2027 году на 31,4% по сравнению с 2024-м - до 537 млрд рублей.
Возвращение инфляции на целевой уровень 4%, как и в целом по стране, так и в Воронежской области ожидается в 2026 году: основные меры по её снижению принимаются на федеральном уровне.
Присутствующий на заседании проректор РАНХиГС, директор Института финансов и устойчивого развития Андрей Марголин отметил реалистичность представленного региональным министерством прогноза.
Комментируя доклад, губернатор Александр Гусев напомнил о необходимости повышения производительности труда:
— Если инвестиции направляются на автоматизацию и роботизацию, то такие инициативы должны получать все возможные меры господдержки, как и наши особо значимые проекты.
Кроме того, глава региона отметил важность роста зарплат бюджетников наравне с другими категориями:
— Мы по-прежнему планируем рост заработной платы в бюджетном секторе в зависимости от среднего уровня по экономике.
Доходы и расходы
С докладом о проекте закона об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов выступила министр финансов региона Надежда Сафонова.
Собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2025 году должны вырасти к оценке 2024 года на 4,7% - до 160,44 млрд рублей. В 2025 году в структуре собственных доходов будут лидировать НДФЛ— 33,6% и налог на прибыль организаций – 27,5%. Также значимыми источниками остаются акцизы (14,2%), налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения (9,9%) и налог на имущество организаций (7,3%). Все налоги планируются с ростом к оценке текущего года.
Расходные возможности в 2025 году превышают 197,97 млрд рублей. Доходы ожидаются на уровне 183,46 млрд рублей. При этом значительную часть федеральных трансфертов ещё только предстоит распределить (ко второму чтению федерального бюджета). Поэтому и доходная, и расходная части проекта бюджета будут корректироваться.
На реализацию национальных проектов в 2025 году предусмотрено почти 15,94 млрд рублей, из которых лишь около 39% – уже подтвержденные на данный момент средства федерального бюджета.
Совокупные расходы на образование, здравоохранение, соцзащиту, культуру, физкультуру и спорт, а также занятость населения (без учета капитальных вложений) на 2025 год запланированы на уровне 103,2 млрд рублей. Все социально значимые расходы проиндексированы. В частности, на поддержку семей с детьми предусматривается почти 8,36 млрд рублей. Учтены и новые меры поддержки многодетных семей — это питание учащихся в школах и в колледжах, обеспечение школьной и спортивной формой. По полномочиям областного бюджета в сфере здравоохранения направляется в два раза больше средств, чем установлено нормативами.
Расходы на развитие экономики и инфраструктуры региона на 2025 год запланированы в объеме 61,77 млрд рублей — 31% от общей суммы. Вложения в инфраструктуру превысят 53,48 млрд рублей. Из них на строительство объектов социальной сферы, ЖКХ и дорожного хозяйства планируется направить свыше 40 млрд рублей.
В сфере межбюджетных отношений будут сохранены все виды финансовой поддержки муниципалитетов.
Госдолг Воронежской области является одним из самых низких среди регионов Центрального федерального округа. Ожидается, что на конец 2024 года объём долга составит 29 млрд рублей. С 2025 года планируется сокращение долга, в том числе за счёт эффекта от реализации инфраструктурных проектов.
Губернатор Александр Гусев, подчеркнув, что по госдолгу никаких сложностей не ожидается, а по нацпроектам ещё будут появляться дополнительные источники финансирования, обратился к главам районов:
— Мы договаривались, что в бюджете защищенной статьей является не только, в частности, заработная плата, но и такой вид расходов, как содержание общественных пространств и территорий, которые появляются по программе благоустройства городской среды. Принципы формирования мы до вас довели; расценки, которые нужно применять при планировании содержания, — тоже.
КСТАТИ
До 12 декабря в Воронежской области также планируется утверждение прогноза социально-экономического развития региона на долгосрочный период до 2042 года.
ЦИФРА
1,625 трлн рублей составит прогнозируемый объём валового регионального продукта по итогам 2024 года.