«Битое стекло в пуантах бывает только в фильмах»: 10 наивных вопросов балерине
Про непростую жизнь балерин, наполненную кознями коллег и бесконечными диетами, снято немало фильмов и сериалов. Однако, так ли сурова жизнь хрупких танцовщиц на самом деле? Корреспондент «TV Губернии» встретились с солисткой Театра оперы и балета Дианой Кустуровой и задала ей десять наивных вопросов о её профессии.
– Правда ли, что балерин постоянно взвешивают, поэтому приходится соблюдать диету?
– Регулярное взвешивание - это миф. На работе нас никогда не взвешивают, да и в училище это происходило достаточно редко. А вот с питанием у всех история индивидуальная. Мне повезло с генетикой, поэтому я не отказываю себе в кофе, горьком шоколаде и других маленьких радостях. Но, конечно, есть девочки, которые тщательно следят за каждым кусочком, так как они склонны к полноте. Однако я все же стараюсь придерживаться правильного питания. На завтрак ем овсяную кашу, но не на воде, как думают многие, а на молоке и даже с мёдом. После этого я достаточно долго чувствую себя сытой и энергичной. На обед у меня, как правило, легкие супы, а на ужин – нежирное мясо с гарниром. И, кстати, жареного я тоже не боюсь. Более того, так как у меня есть муж и годовалый ребенок, я стараюсь готовить так, чтобы блюдо было вкусным и полезным для всех членов семьи.
– На телеэкранах мы часто видим, что в балетных училищах - спартанские условия, а маленькие ученицы практически не имеют права голоса. Так ли это?
– Учиться действительно сложно. На первый курс нас поступало 17 человек, а выпустились всего девять. Причины отчисления у всех свои. У кого-то действительно были проблемы с весом, и они перешли на народное отделение, где контроль менее жёсткий. Кто-то просто понял, что балет их больше не интересует. Но каких-то серьёзных лишений у нас не было, как и оскорблений со стороны преподавателей.
– Битое стекло в пуанты коллегам – так бывает только в фильмах?
– От своих коллег я слышала несколько жестоких историй. Так, одной из артисток коллега намазала костюм финалгоном, после которого все тело балерины очень сильно горело. Но я, к счастью, никогда с таким не сталкивалась ни в Воронеже, ни в Екатеринбурге, где я тоже работала.
– Балерины суеверны?
– Да. У многих девочек есть свои ритуалы. Кто-то выходит с конкретной ноги на сцену, кто-то обязательно трогает ноги руками, а кто-то не кладет пуанты на стол, потому что после этого, дескать, будут болеть ноги. Хотя после спектакля они всё равно будут у всех болеть. Я в приметы не верю и никаких ритуалов не соблюдаю.
– Сколько времени у балерин уходит на репетиции?
– Мой рабочий день начинается с одиннадцати утра, до двух часов дня, потом до шести вечера у нас перерыв, а затем - ещё одна трёхчасовая репетиция или спектакль. Заниматься приходится действительно много, поэтому многие артисты создают свои семьи внутри театра, так как времени на личную жизнь катастрофически не хватает. Однако мне повезло с мужем. Несмотря на то, что его работа не связана с балетом, он всегда меня очень поддерживает. Бывали моменты, когда я приходила домой настолько уставшая, что проводила в ванной несколько часов, поэтому супруг приносил мне еду прямо туда.
– А кружится ли голова во время пируэтов?
– Нет, так как все балерины обучены небольшому секрету. Мысленно мы ищем для себя точку, на которой концентрируемся, а затем возвращаемся к ней после каждого вращения. Без этого головокружения не избежать даже профессионалам.
– Ронял ли вас когда-нибудь партнёр?
– Да, и на репетиции, и на спектакле. К счастью, обошлось без серьёзных травм. Отмечу, что в таких случаях всегда виноваты оба, а не кто-то один. Конечно, ситуации не из приятных, но зацикливаться на них не стоит.
– Нужно ли балерине согласовывать с руководством беременность?
– В каких-то труппах – да. Артисткам приходится увольняться на время декрета. У нас такого нет. Более того, я танцевала почти до четырёх месяцев беременности, но потом увидела себя на фотографии, заметила живот и поняла, что пора в отпуск. Все мои коллеги были очень удивлены, оказывается, никто, кроме меня, не заметил изменений в моём теле. К слову, после родов балерины вновь выходят на службу в театр достаточно быстро. К примеру, я начала ходить на репетиции спустя два с половиной месяца после рождения дочери. Всё-таки век балерины недолог, хочется максимально успеть потанцевать.
– Когда балерины выходят на пенсию?
– У всех по-разному, кто-то уходит со сцены уже в 30, а кто-то танцует до 40-45 лет, правда, уже не такие технически сложные роли. Здесь всё зависит от желания самого артиста. Мне очень хочется, чтобы моя дочь смогла застать меня на сцене.
– А есть ли у балерин подработки «на стороне»?
– Мы называем их «халтуры». Особенно много их появляется в новогодний сезон. Но здесь есть и свои сложности, нужно всё согласовать с основным рабочим графиком, так как количество спектаклей становится просто огромным. Кто-то из артистов на постоянной основе работает преподавателем в училище или частной школе. А многие мужчины выбирают и вовсе не связанную с профессией подработку. К примеру, сборку мебели. Но я сейчас больше сосредоточена на семье, поэтому работаю только в театре.