«Собор-легенда и секрет воронежского Карлсона»: пенсионер собирает и раскрашивает ретрофотографии Воронежа
Цветные архивные фотографии Воронежа появились в популярной соцсети на странице, посвящённой истории нашего города. Автор так называемой колоризации старинных снимков – Александр Березянский. Пенсионер из Воронежа много лет вёл проект, который его друзья в шутку называли «Машиной времени»: находил на разных сайтах и интернет-аукционах архивные фотографии, а затем с помощью коллажного приёма соединял их с современными фото, сделанными в той же локации.
– Я воронежец в четвёртом поколении, – рассказал Александр Березянский.– Любовь к городу мне привили отец, мама и бабушка. Мама много рассказывала о нашей семье, о жизни в Воронеже. По её воспоминаниям я написал рассказ «От мамы как от первого лица».
Фотографией наш собеседник увлёкся ещё в детстве. У его дядьки был фотоаппарат, и он разрешал племяннику им пользоваться. Затем были свои камеры. После выхода на пенсию появился компьютер, и Александр Александрович стал изучать программы для обработки фото. Создал свою группу в соцсети. Призывал воронежцев лезть в семейные хранилища и выводить на свет бабушкины фотоархивы. Говорил, что это настоящий клад.
– Постепенно складывалась моя коллекция, – продолжил Александр Березянский. – Родился проект «Машина времени», который помог «запустить» питерский фотограф Сергей Лоренков. Началась таймерография. Какие-то места на старинных снимках определял самостоятельно, какие-то с помощью воронежских краеведов. Моё поколение – одно из последних, кто ещё помнит старый Воронеж.
Мы выбрали из коллекции Александра Березянского четыре фотографии. У каждой есть своя история, тесно связанная с городом и его людьми.
1912 год. Участники благотворительной организации Николай Блюммер и Анастасия Ильинская собирают пожертвования на улице Нееловской (сейчас Пятницкого).
В дореволюционной России туберкулёз, особенно среди детей, считался народным бедствием. Однако никаких финансов на борьбу с ним царское правительство не отпускало. Средства черпались исключительно из добровольных пожертвований в так называемые «Дни белой ромашки». Этот цветок был эмблемой Лиги по борьбе с туберкулёзом России. В «Дни белой ромашки», проводимые с разрешения губернатора, члены общества выходили на площади, в скверы, на паперти церквей с жертвенными кружками, и простые люди вносили посильную лепту.
1909 год. Владимирский собор.
В 1888 году в Российской империи с пышностью отмечали 900-летие крещения Руси. В Воронеже в честь юбилея был торжественно заложен Владимирский собор, возведение которого завершилось лишь в 1909 году. Храм расположился на окраине Новоконной площади с выходом на улицу Лесных дворов ( в настоящее время – район улицы Кольцовской). Он был построен по проекту архитектора Александра Кюи, а за образец был взят московский храм Христа Спасителя. Дальнейшая судьба Владимирского собора была печальна: в мае 1931 года его взорвали по решению исполкома Центрально-Чернозёмной области.
Садоводство Карлсона на улице Поднабережной. Начало XX века.
В 1851 году в провинциальный Воронеж приехал молодой рижанин Иоганн Карлсон. Вскоре он прославил наш город тем, что занимался садоводством и селекцией разнообразных и подчас диковинных растений. Центральная усадьба садоводства Карлсона с хозяйским домом, магазином, амбаром для семян, теплицами и грядками располагались на улице Поднабережной (ныне 20-летия ВЛКСМ, 59) около Петровского сквера. Особая любовь у Карлсона была к плодовым растениям. Благодаря ему в Воронеже появились яблоки сорта анис, антоновка, апорт. Возникла культура садово-паркового искусства. Скверы и парки Воронежа украсили нарциссы, тюльпаны, гиацинты и даже пальмы, которые высаживались вокруг памятника Петру I.
Панорама Воронежа со стороны Чернавского моста. Начало XX века.
Панорама города снята с той точки, где сегодня располагается Чернавский мост. На первом плане мы видим участок реки Воронеж. Небольшое деревянное строение на воде – лодочная пристань, с этого места сегодня по водохранилищу отходят экскурсионные теплоходы. В верхнем правом углу – купол Покровского собора. Ближе к реке -- здание с трубами, пивоваренный завод Кинца. Белое строение – заводская администрация. В 1863 году пивоваренное предприятие на берегу реки Воронеж основал купец Иван Константинович Фёдоров. В 1874 завод перешёл к подданному Баварии Христофору Кинцу, который, осев в Воронеже, поменял имя на православное – Михаил. Кинц переоборудовал завод, и вскоре он стал известен не только в Воронеже, но и во всей России.