Американцы хотели отправить «Боинг» за нашими игрушками
Как бы современно и нарядно не выглядели новогодние украшения последних лет, для многих поколений радостные зимние деньки ассоциируются всё-таки с советскими расписными шарами из стекла и ватными фигурками Дедушки Мороза со Снегурочкой. Но далеко не все жители столицы Черноземья знают, что эти игрушки делали у нас, на улице Пешестрелецкой. Более того – некоторые из них делают и сейчас, хотя ассортимент и изменился в соответствии с веяниями времени. Корреспонденты «TV Губернии» побывали на фабрике и увидели все этапы производства игрушек.
Детали и нюансы
Первым делом мы оказались в помещении, где в специальные металлические формы заливали, как мы думали, резину. Нас тут же деликатно поправили – не резину, а пластмассу. Тут же эти формы с залитым внутрь сырьём помещали в специальные машины, предназначенные для вращения заготовок.
– Это участок ротационного формования, – рассказал нам директор фабрики Юрий Воротягин. – Именно здесь и рождается игрушка.
Потом заготовка поступает на участок снятия облоя – то есть, удаления излишков пластмассы по краям. После этого игрушка оказывается на участке механической окраски. При помощи аэрографов тут наносятся краски на большие поверхности. А на следующем этапе игрушка идёт на участок ручной разрисовки. Там уже художники вручную добавляют всевозможные мелкие детали и нюансы.
После этого, если игрушке нужны волосы или борода, их «наращивают» на специальной машине. Процесс издалека напоминает приготовление какого-то десерта. На лысую макушку «нашивают» копну рыжих волос, как будто шарик мороженого методично обливают карамельным сиропом... На финальном же этапе игрушка досушивается на специальном столе под действием инфракрасных излучателей. Минут сорок псевдосолнечных ванн – и всё, изделие готово к упаковке.
К слову, местное производство – не только про конечный продукт, но и про сырьё: тут делают и саму пластмассу, и краски.
Американская мечта
Стеклянные игрушки здесь не выпускаются с 2005 года. С некогда легендарным производством рынок обошёлся жестко: оптовые дистрибьюторы перешли на новую схему оплаты продукции, из-за чего производство стало нерентабельным.
Одно время выходом казалась продажа стеклянной продукции за рубеж: воронежской игрушкой всерьёз заинтересовались в США. Американцы даже купили первую пробную партию. В Штаты игрушки привезли на кораблях. Но процент «боя» оказался критическим. Тогда покупатели из США предложили отправить в Воронеж свой «Боинг». Вот только местный аэропорт принять его не смог – не было технической возможности.
Рачительные американцы предложили выгодную сделку: из Америки «Боинг» должен был прилетать не пустым, а загруженным фирменной американской одеждой, которую в то время в Воронеже было практически не достать. В итоге, и игрушки бы реализовывались, и путём продажи импортных «шмоток» появлялся бы хороший заработок, и город был бы обеспечен дефицитным товаром.
К сожалению, многочисленные технические сложности той смутной доинтернетной эпохи не позволили затее реализоваться. А воронежский чиновник, пообещавший помочь устранить все возникавшие на пути сделки препятствия, сдержать слово не успел – вскоре он погиб в автокатастрофе.
Артельное прошлое
Несмотря на то, что про существование в нашем городе фабрики игрушек знает отнюдь не каждый житель Воронежа, это предприятие с солидной историей. Оно появилось аж в 1927 году. Изначально это была промыслово-кооперативная артель «Универтруд» областного многопромыслового союза «Облмногопромсоюз». «Универтруд» выпускал не только стеклянные игрушки, но и всевозможные колбочки с пробирками. Потом артель стала делать оконную замазку и товары кожгалантереи. А позже наладили и производство пластмассы. Объёмы росли, сферы деятельности расширялись, и из артели впоследствии были выделены отдельные предприятия. Так в 1960 году возникла фабрика «Игрушки». Технически сложных изделий она не изготавливала, специализируясь на сегменте игрушек для младших возрастных групп. Чем, собственно, занимается и сегодня.
– Сейчас наш ассортимент состоит из полутысячи наименований, – сообщил Юрий Воротягин. – Мы делаем игрушки для детей от трёх до семи лет: животных, сказочных персонажей, праздничную символику. А ещё создаём наборы – так называемые кукольные театры. Они очень помогают детям, которые впервые оказываются в коллективе. С помощью таких наборов можно взаимодействовать не только с игрушками, но и с другими детьми.
Без вреда для здоровья
Есть у воронежской игрушки и другой, не вполне очевидный, на первый взгляд, смысл.
– Наши игрушки призваны помочь родителям воспитать детей такими, какими они хотели бы видеть своих чад, – отметил директор. – Ведь каждый хочет, чтобы его ребёнок рос здоровым, добрым и порядочным. Многие игрушки нашей фабрики созданы по мотивам русских народных сказок. Тех, где добро обязательно побеждает зло. А ещё, в отличие от многих импортных аналогов, они абсолютно безопасны.
Юрий Андреевич уточнил: каждый производитель, реализующий свои игрушки официально, имеет сертификат безопасности. Но сертификат – своего рода, заключение профильных экспертов – это документ, дающий продукции «зелёный свет», но совершенно не раскрывающий конкретики. Самая важная информация содержится в приложении к сертификату, на которое обычно мало кто обращает внимание. А именно в нём и указаны конкретные проценты содержания тех или иных потенциально вредных веществ. И у воронежской фабрики эти показатели – что называется, на высоте. Чем могут похвастаться далеко не все сертифицированные предприятия.
Хочется верить, что «суровый оскал капитализма» не позволит кануть в Лету легендарному воронежскому производству. Хранители самых лучших традиций непременно должны жить и развиваться.