Воронеж ГОРОД

Руководитель Воронежского УФАС Денис Чушкин: «Мы не видим объективных причин для роста цен»

Руководитель Воронежского УФАС Денис Чушкин: «Мы не видим объективных причин для роста цен»

Источник: tv-gubernia.ru
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Денис Чушкин в интервью TV Губернии рассказал о проверках, проводимых ведомством, об уловках в сфере ЖКХ, а также о борьбе с недобросовестной рекламой. — Денис Юрьевич, традиционно один из главных вопросов, который волнует население: «Почему растут цены на продукты?» — Антимонопольное ведомство регулярно проверяет цены на социально значимые продукты (24 позиции). Анализирует ценообразование на хлебобулочные изделия, молочную и мясную продукцию, а также овощи «борщевого» набора. Напомню, что представители торговых сетей подписывали соглашение с федеральными ведомствами о том, что наценка на социально важные продукты питания не будет превышать 10 %. И хотя срок действия документа истёк, многие сети сохраняют наценку на товары в пределах 5-10%. В то же время мы видим объективные причины для роста цен. Например, на яблоки: в начале 2024 года морозы сильно ударили по садам, и практически вся продукция в магазинах — привозная. Похожая ситуация с картофелем. Но и здесь мы призываем производителей к ответственному ценообразованию, направляем им письменные рекомендации, чтобы цена была разумной. Продолжаем проводить мониторинги, ежемесячно выезжая в магазины не только Воронежа, но и районов области. — И какие нарушения удалось выявить в результате проверок ФАС? — Случалось, что в городе, где у торговых сетей большая конкуренция, в их магазинах установлена одна цена на тот или иной товар, а, например, в отдалённой деревне, где это единственный магазин, цена значительно выше. Это недопустимо. Сейчас Госдумой подготовлено несколько законопроектов, ограничивающих торговым сетям наценку. Есть рекомендации заключать соглашения между правительством Воронежской области и производителями продуктов питания об ответственном ценообразовании и добровольном снижении наценки. С одной стороны, подписание таких соглашений направлено на стабилизацию цен, а, с другой, - препятствует возникновению искусственного дефицита товаров. Ранее госрегулирование коснулось цен на жизненно важные лекарственные препараты, в этой части удалось достичь результатов — ни нарушения порядка ценообразования, ни дефицита не наблюдается. — Стоит ли ждать подорожания бензина на АЗС? — С начала 2024 года на биржах, где продавцы обычно закупают бензин и дизтопливо, цены поднялись более, чем на 40%. При этом на наших АЗС они выросли только на 8%. Сдерживать цены удаётся благодаря запасам предыдущих лет и, конечно, сокращению прибылей продавцов. Да, дисбаланс ощутимый, но пока у них есть возможность держать ценник не выше официальной инфляции. — Что показывают проверки в жилищно-коммунальной сфере? — Был факт, например, когда несколько абонентов не оплатили услуги теплоснабжающей организации, а она отключила от ресурсов десятки домов. Так, ООО «Святогор» и ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» заключили договоры на поставку газа в котельную. При этом ООО «Святогор» имело просроченную задолженность за поставленный газ с декабря 2021 года по июнь 2023 года. К тепловым сетям ООО «Святогор» подключено более 1200 потребителей, среди которых несколько медицинских учреждений и детских садов. Задолженность имели лишь 53 потребителя. Но в результате неправомерных действий компании все абоненты остались без тепла. Такие ситуации недопустимы, потому что противоречат антимонопольному законодательству. Организациям, по чьей вине произошло подобное, выдаются предписания, налагаются административные штрафы, которые исчисляются миллионами рублей. Ежегодно мы проводим публичные обсуждения с представителями естественных монополий, на которых разбираем похожие случаи. — А выявляются ли нарушения при проверках обоснованности тарифов на услуги ЖКХ? — Министерство по регулированию тарифов проверяет ценообразование каждого субъекта естественных монополий, фиксирует тариф, который обязательно должен соблюдаться. Но случалось, что компания, не обращаясь в министерство и приблизительно посчитав свои расходы, включало их в тариф. При проверке обнаруживалось, что в него заложены такие пункты, как аренда недвижимости, приобретение дорогостоящей техники, расходных материалов. По результатам проверок ФАС такие компании выплачивают крупные штрафы, а из их тарифов исключаются все неоправданные расходы. — Как часто антимонопольное ведомство выявляет нарушение закона «О рекламе»? — За год — десятки случаев. Чаще всего возникают претензии к рекламе финансовых услуг. Например, ПАО «Росбанк» нарушило часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», разместив на рекламной конструкции информацию о возможности открыть в банке вклад под 16%. При этом привлекательная для потребителя информация была выполнена крупным шрифтом, в то время как иная существенная информация об условиях совершения вклада — мелким. Также в рекламе отсутствовала информация о сроке и сумме вклада, а также о том, что при его досрочном возврате потенциальный потребитель получит выплату в размере 0,01% годовых. Нарушают закон навязчивые спам-звонки, смс-сообщения и т. п. Мы активно штрафуем недобросовестные финансовые организации. В их отношении даже повысили размеры штрафов. И всё равно есть рецидивисты, которые, несмотря на то, что три месяца назад были наказаны, продолжают нарушать закон. Подчеркну, зачастую гражданин сам даёт согласие на получение рассылок: в договоре присутствует соответствующая строчка, но человек не всегда обращает на неё внимание. В таких случаях рекомендуем клиенту обратиться в банк и написать отказ от подобной услуги. — Что показывают проверки в отношении участников госзакупок? — В этой сфере количество жалоб снизилось примерно на 40%. В Воронежской области после вмешательства ФАС и выдачи соответствующих предписаний нарушители правил проведения торгов вернули в 2024 году в государственную казну более 50 млн рублей. Интересный факт: после вновь проведённого аукциона цены от первоначальных снижаются на порядок. Остаётся проблема недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей контрактов, срывающих строительство объектов. Причин много. Например, у кого-то в процессе выполнения контракта возникают сложности финансового характера. Так, в Воронеже компания из другого региона взяла несколько контрактов на строительство восьми крупных социальных объектов (детских садов, школ) и не справилась с выполнением госзаказа в срок. Бывают ситуации, когда сами заказчики допускают ошибки в проектной документации, не вовремя выплачивают подрядчикам аванс и т. п. В 2024 году ФАС начала применять дополнительные штрафные санкции к тем компаниям, которые срывают госконтракты. Помимо этого их вносят в реестр недобросовестных поставщиков. Чтобы до этого не доводить, мы ведём большую разъяснительную работу. Практикуем выезды в районы области, общаемся с главами сельских поселений, проводим публичные обсуждения, где подробно разбираем все сложные и спорные ситуации. КСТАТИ Центральный аппарат ФАС ведёт «Белую книгу» лучших практик, связанных с конкуренцией. И Воронежская область вот уже несколько лет - лидер по количеству практик, представленных в этой книге.