У воронежцев накопилось немало претензий к таксистам. Некоторые водители долго не приезжают на вызов, отменяют поездки в последний момент, а по пути могут нахамить клиентам. Но главное, пассажиров не устраивает, что в часы пик или во время непогоды цена поездки может резко подскочить в разы. Однако есть у этой проблемы и другая сторона. Таксисты сами недовольны, что с ростом цен на топливо и запчасти их доход заметно сократился. А ещё им приходится ждать несколько месяцев, пока власти оформят разрешение на перевозку. В ситуации разбирались журналисты «TV Губернии».
На фоне недовольства воронежские таксисты решили провести митинг, который был назначен на 14 января с 16.30 до 19.30. За несколько дней до этого по городу неизвестные распространили листовки, в которых водителей призывали массово не выходить на линии в указанное время. Однако масштабной акции протеста в итоге замечено не было. Правда, ценник на поездки слегка подрос. Но это было связано скорее всего с возросшим трафиком и традиционными пробками на дорогах.
Позже представители агрегатора такси сообщили СМИ, что никакой забастовки водителей не было. А что касается их заработка в час, то он остаётся примерно таким же, как и в прошлом году - порядка 635 рублей. Количество поездок также особо не изменилось. А число водителей на линии, напротив, стало на 14% больше.
И всё же в итоге «митинг» таксистов состоялся. В субботу, 18 января в бизнес-центре на улице Арсенальной собралось два десятка водителей. Это немного, учитывая, что в сфере такси в Воронеже, по разным подсчётам, работает около 12 тысяч человек. Правда, даже у тех кто пришёл в выходной день обсудить проблемы с коллегами, не возникло желания бойкотировать работу в такси. В итоге участники встречи решили после предметной формулировки претензий и предложений к агрегатору такси направить их профильным воронежским чиновникам. С тем, чтобы те со своей стороны повлияли на ситуацию.
Многие водители возмущены, что агрегатор, являющийся по сути монополистом на рынке, диктует свои условия, которые невыгодны таксистам.
- С каждой поездки водитель платит агрегатору 16-18% от её стоимости. При этом приложение, по которому пассажиры заказывают поездку, работает нестабильно. Из-за частых сбоев мы иногда не можем принять заказ. Также водители не видят, куда намерен поехать пассажир. Об этом мы узнаём, когда только приезжаем на вызов, что очень неудобно, - рассказал «Коммуне» воронежский таксист Василий Н. - А ещё цену поездки формирует не водители, а сервис. И часто «прайс», мягко говоря, чрезмерно мал. Это при том, что цены на топливо, запчасти постоянно растут. А стоимость услуг такси остаётся прежней. Разве это справедливо?
По словам таксиста, на обслуживание авто у него уходит значительная часть заработанных денег. Особенно стало невыгодно работать тем, кто арендует авто. Так, снять машину в день стоит от 2 до 3,5 тысяч рублей. Впрочем, владельцы собственных авто также не купаются в деньгах. В месяц на одно только топливо таксисты тратят от 30 до 50 тысяч рублей. Ещё 4-6 тысяч уходит на замену масла и запчастей.
- Многие пассажиры думают, что таксисты гребут деньги лопатой. Но это не так. Да, не скрою, летом мне, например, удавалось в месяц зарабатывать в пределах 100 тысяч рублей. Но ради этого я сидел за баранкой по 14 часов. Мог бы и дольше, но приложение не позволяет. Сейчас же среднемесячный доход упал до 50-70 тысяч рублей. Вычтете из этой суммы все расходы, и останутся копейки. При этом многие таксисты сами рассказывают сказки пассажирам, что, мол, они богачи. Так, ехал я однажды в такси. И водитель начал хвастаться, что в день имеет по 20-30 тысяч рублей. На что я ему сказал: «Слушай, брат, ну что ты мне заливаешь? Я при самом лучшем раскладе за один день 8 тысяч могу заработать». Вот за счёт таких сказочников люди и думают, что все таксисты - миллионеры, - поделился наш собеседник.
По мнению экспертов, главная проблема воронежского рынка такси в том, что на нём отсутствует здоровая конкуренция. Как отметил сопредседатель Воронежского отделения МОО «Город и транспорт» Юрий Новиков, сейчас балом правит крупный федеральный агрегатор такси, на которого работают все основные воронежские перевозчики. А если нет конкурентов, то нет и стимулов развиваться.
- Что мы имеем в итоге: пассажиры платят, по их мнению, много, а те, кто возит, получают мало. Классическая монополия. При этом забастовки или встречи возмущённых таксистов, на мой взгляд, тут бесполезны. Агрегатор их просто не заметит. И если всё будет продолжаться в том же духе, то боюсь, что таксисты начнут массово уходить из этой сферы. Например, в курьеры или экспедиторы, - убеждён эксперт.