Вместо завтрака в школе давали кипяток, а писать приходилось на газетах: детские воспоминания о военном Воронеже
У воронежцев накопилось немало претензий к таксистам. Некоторые водители долго не приезжают на вызов, отменяют поездки в последний момент, а по пути могут нахамить клиентам. Но главное, пассажиров не устраивает, что в часы пик или во время непогоды цена поездки может резко подскочить в разы. Однако есть у этой проблемы и другая сторона. Таксисты сами недовольны, что с ростом цен на топливо и запчасти их доход заметно сократился. А ещё им приходится ждать несколько месяцев, пока власти оформят разрешение на перевозку. В ситуации разбирались журналисты «Коммуны».
На фоне недовольства воронежские таксисты решили провести митинг, который был назначен на 14 января с 16.30 до 19.30. За несколько дней до этого по городу неизвестные распространили листовки, в которых водителей призывали массово не выходить на линии в указанное время. Однако масштабной акции протеста в итоге замечено не было. Правда, ценник на поездки слегка подрос. Но это было связано скорее всего с возросшим трафиком и традиционными пробками на дорогах.
Позже представители агрегатора такси сообщили СМИ, что никакой забастовки водителей не было. А что касается их заработка в час, то он остаётся примерно таким же, как и в прошлом году - порядка 635 рублей. Количество поездок также особо не изменилось. А число водителей на линии, напротив, стало на 14% больше.
И всё же в итоге «митинг» таксистов состоялся. В субботу, 18 января в бизнес-центре на улице Арсенальной собралось два десятка водителей. Это немного, учитывая, что в сфере такси в Воронеже, по разным подсчётам, работает около 12 тысяч человек. Правда, даже у тех кто пришёл в выходной день обсудить проблемы с коллегами, не возникло желания бойкотировать работу в такси. В итоге участники встречи решили после предметной формулировки претензий и предложений к агрегатору такси направить их профильным воронежским чиновникам. С тем, чтобы те со своей стороны повлияли на ситуацию.
Многие водители возмущены, что агрегатор, являющийся по сути монополистом на рынке, диктует свои условия, которые невыгодны таксистам.
- С каждой поездки водитель платит агрегатору 16-18% от её стоимости. При этом приложение, по которому пассажиры заказывают поездку, работает нестабильно. Из-за частых сбоев мы иногда не можем принять заказ. Также водители не видят, куда намерен поехать пассажир. Об этом мы узнаём, когда только приезжаем на вызов, что очень неудобно, - рассказал «Коммуне» воронежский таксист Василий Н. - А ещё цену поездки формирует не водители, а сервис. И часто «прайс», мягко говоря, чрезмерно мал. Это при том, что цены на топливо, запчасти постоянно растут. А стоимость услуг такси остаётся прежней. Разве это справедливо?
По словам таксиста, на обслуживание авто у него уходит значительная часть заработанных денег. Особенно стало невыгодно работать тем, кто арендует авто. Так, снять машину в день стоит от 2 до 3,5 тысяч рублей. Впрочем, владельцы собственных авто также не купаются в деньгах. В месяц на одно только топливо таксисты тратят от 30 до 50 тысяч рублей. Ещё 4-6 тысяч уходит на замену масла и запчастей.
- Многие пассажиры думают, что таксисты гребут деньги лопатой. Но это не так. Да, не скрою, летом мне, например, удавалось в месяц зарабатывать в пределах 100 тысяч рублей. Но ради этого я сидел за баранкой по 14 часов. Мог бы и дольше, но приложение не позволяет. Сейчас же среднемесячный доход упал до 50-70 тысяч рублей. Вычтете из этой суммы все расходы, и останутся копейки. При этом многие таксисты сами рассказывают сказки пассажирам, что, мол, они богачи. Так, ехал я однажды в такси. И водитель начал хвастаться, что в день имеет по 20-30 тысяч рублей. На что я ему сказал: «Слушай, брат, ну что ты мне заливаешь? Я при самом лучшем раскладе за один день 8 тысяч могу заработать». Вот за счёт таких сказочников люди и думают, что все таксисты - миллионеры, - поделился наш собеседник.
Шрамы войны
Сейчас мы знаем, что в январе 1943 года, когда Красная Армия изгнала фашистов из Воронежа, на правом берегу города не осталось ни одного мирного жителя. А накануне войны здесь проживало 350 тысяч человек. Правобережье, которое почти полностью захватили оккупанты, непрерывными боями, бомбежками и артиллерией было практически стерто с лица земли. Я была поражена масштабом разрушений, когда увидела архивные снимки фронтовой фотохроники. В городе было уничтожено более 90 % зданий. Рассказывают, что в правительстве даже обсуждалась идея построить наш областной центр на другом месте. Однако воронежцы, которые сразу же стали возвращаться в освобожденный город, возразили: «Мы возродим Воронеж там, где он стоял изначально». И очень скоро восстановление славного русского города стало новым символом стойкости и героизма. Теперь трудового.
Поражают воображение и хроникальные сообщения первых послеоккупационных дней городской жизни. 26 января 1943 года открылось первое почтовое отделение, 28 января вышел первый бюллетень газеты «Коммуна», 4 февраля начала работать пекарня, 13 февраля заговорило радио, а через месяц заработали водопровод и электростанция. Началось восстановление промышленных предприятий.
С 1943 по 1945 год воронежцы восстановили 400 тысяч кв. м жилой площади, а в 1946 году было сдано ещё почти 90 тысяч кв. м. Всего к концу Великой Отечественной войны в городе отстроили почти 8,5 тысячи домов. Это позволило переселить значительное количество горожан, потерявших жильё, из землянок и блиндажей. Город, который испытал на себе неимоверную тяжесть фашистской оккупации, преобразился и вновь стал одним из красивейших городов России.
Шрамы войны затягиваются на земле быстрее, чем в памяти и сердцах людей. Сегодня о военных разрушениях в Воронеже напоминает, пожалуй, только памятник «Ротонда» взорванной бывшей областной клинической больницы. Этот памятник стал впечатляющим образом непокорённого Воронежа.