
Из рабочего класса – в школьный: воронежский фрезеровщик пошёл работать учителем литературы
Признание в профессии и профессия по призванию — не одно и то же. За 10 лет работы на станке выпускник Воронежского авиационного техникума Кирилл Можин достиг высот в своей специальности, но увлечение литературой заставило поступить на филологический факультет университета. Сейчас Кирилл взял отпуск на заводе и проходит педагогическую практику в одной из воронежских гимназий. О том, как найти своё призвание, будущий учитель рассказал TV Губернии.
Ответственная работа
Кириллу Можину 30 лет, и ровно треть жизни он проработал фрезеровщиком на Воронежском авиазаводе. Казалось, что путь на это предприятие ему был предопределён. В детстве Кирилл занимался авиамоделированием, на авиационном заводе работали родственники. После девятого класса парень по совету родителей поступил в Воронежский авиационный техникум на специальность «технология машиностроения». Учиться нравилось, и через четыре года Кирилл окончил техникум с красным дипломом.
Потом была срочная служба в армии. Когда вернулся домой, сомнений, куда пойти работать, не возникало — конечно же, на ВАСО! Это предприятие всегда считалось солидным и уважаемым, а работа на нём — стабильной.
Так в 2015 году Кирилл Можин стал фрезеровщиком. Поначалу, несмотря на красный диплом, пришлось многому учиться. Наставник, которого назначили в цеху, помогал осваивать специальность только месяц, а потом ушёл на пенсию.
– Пришлось учиться самому, — вспоминает Кирилл, — находил материалы в интернете. Работал, было интересно. 80% деталей, которые выпускает наш цех, — особо ответственные. Я оказался востребованным специалистом. Поучаствовал в нескольких конкурсах профмастерства. От участников там требовалось на время изготовить качественную деталь и пройти тест по теории. На первом конкурсе занял третье место, на последующих — второе. Сейчас у меня пятый разряд. Но надо же и дальше куда-то двигаться. Конечно, в моей профессии постоянно нужно учиться, но хотелось всё же чего-то большего.
Решение подсказал один из товарищей. Он заметил, что в перерывах Кирилл любит читать, и посоветовал: «Любишь книги — поступай на филфак. Получишь диплом о высшем образовании, а как им распорядиться, решишь потом. В конце концов, не каждый, кто сдаёт на права, становится водителем».
Кирилл последовал совету. Полгода готовился к поступлению в университет, успешно сдал экзамены. И фрезеровщик пятого разряда стал первокурсником заочного отделения филологического факультета.
Учиться не поздно
Первокурсниками заочного отделения стали 22 абитуриента. Из них до четвёртого курса доучились только четверо. Для многих оказалось слишком сложно сочетать учёбу с работой.
ВАСО — солидное предприятие, и заочникам на время сессии дают отпуск. Тем же студентам, которые работают на мелких предприятиях, приходится труднее. Некоторые однокурсники Кирилла перед сессией вынуждены были увольняться, а затем искать себе новую работу.
Сама учёба тоже оказалась непростой. Студентам дают внушительные списки литературы. Кратким содержанием не отделаешься, преподаватель это сразу раскусит. Но и прочитать всё от корки до корки недостаточно. Нужно дополнительно изучить критику и работы литературоведов.
И дисциплин на филфаке преподают немало. Кирилла особенно увлекла диалектология.
—Первую курсовую работу я написал о Маяковском, — объясняет студент. — Но после диалектологической практики вдруг понял, что собрание сочинений Маяковского стоит у меня на полке и никуда не денется. Я могу вернуться к этой теме и через год, и через пять лет. А диалект, местный говор в селе, — он меняется. Уходят люди, которые на нём говорят. И если я не зафиксирую местную топонимику, какие-то сведения из истории села, — всё бесследно исчезнет, и никто больше этого не узнает. Я переключился на диалектологическую тематику. Она сложнее, но гораздо более интересна и важна. Надо вначале записать речь носителей диалекта, разобрать записи и только потом изучать.
Заочное образование требует высокой самоорганизации. А ещё трудно вспоминать школьные правила.
— Я могу писать грамотно, но почему — не объясню, — признаётся Кирилл. - А нужно! Особенно сейчас, когда я учу других.
Металл и люди
На четвёртом курсе студенты проходят педагогическую практику — пробуют себя в роли учителей. Кириллу досталось вести уроки русского языка в шестом классе и литературы — в девятом.
–За четыре урока я с непривычки устал больше, чем за полную смену у станка, — отметил практикант. — Там работа знакомая, всё известно. А здесь надо одновременно выполнять несколько задач — объяснять новый материал, поддерживать дисциплину, помогать отстающим... Очень трудно оценивать детей, ведь хочется не только отметить результат, но и поощрить старание. И твоя собственная работа не сразу видна. На заводе деталь сделал, отдал — и забыл. В школе научил, а результат неочевиден.
Поначалу Кирилл думал, что проверка тетрадей — это совсем недолго: полистал, исправил ошибки... Но на первую же стопку тетрадей пришлось потратить около трёх часов. На уроках литературы он столкнулся с другой проблемой — дети не читают книг, в лучшем случае перелистывают краткое содержание. Кирилл считает, что ребята просто не видят взаимосвязи между книгами и жизнью. А ведь люди с XIX века изменились не сильно, поменялись только внешние реалии. И задача учителя — на примере литературы обращаться к жизненным вопросам.
Несмотря на все сложности, работать в школе понравилось.
Мне труднее работать на станке с деревом, чем с металлом, — объясняет учитель, — дерево слоистое, неизвестно, где оно даст трещину. Так вот, учить людей — это всё равно что фрезеровать дерево. Металл однородный, люди — нет. Но работать с людьми интереснее. На заводе я наедине со станком, а здесь постоянно общаюсь с детьми. И ещё... Может быть, это высокопарно прозвучит, но, работая учителем, можно помочь детям, повлиять на их жизнь.
Выбор по душе
Образование, которое рабочий решил получить для общего развития, неожиданно захватило и увлекло. Учёба ещё не окончена, но Кирилл не исключает, что после получения диплома пойдёт работать в школу.
— Станочники сейчас зарабатывают неплохо, — рассуждает он. — Человек, отучившийся четыре месяца и получивший разряд, может смело рассчитывать на 70-80 тысяч. А опытный рабочий с хорошей репутацией меньше ста получать не будет. Но и учитель на кусок хлеба себе всегда заработает. Жена у меня тоже преподаватель — ведёт в школе иностранный язык. Она говорит: «Ну что ж, с голоду мы не умрём. Тяжелее будет, но не так уж сильно мы пояса затянем. В случае чего, вместе в одну школу пойдём. Я тебе всё объясню и подскажу».