
«Опять выберут «тариф выживания»: гражданский активист – о повышении стоимости проезда в Воронеже
С 1 июля в Воронеже могут повысить стоимость проезда в автобусах. В апреле мэрия подготовит заявку, которую потом рассмотрит региональное министерство тарифов. По неофициальным данным, повышение может быть до 40 рублей. Когда цену поднимали в прошлый раз, выбрали некий компромисс – меньше чем просили перевозчики, назвали «тарифом выживания». Существует ли в принципе сейчас уместная для пассажиров цена за проезд, которая позволит перевозчикам покрыть текущие расходы и обновлять автобусы, «TV Губернии» рассказал гражданский активист Виталий Иванищев.
– Стоимости проезда, которая будет не «тарифом выживания», в принципе не существует. Дело в том, что если не вкладывать в транспорт и его инфраструктуру, в подвижной состав, в базы, депо и так далее, а все переложить на тариф, то он должен быть больше 40, 50, а может быть даже и 100 рублей. При этом, если мы будем повышать тариф, то у нас будет всё больше и больше отток из общественного транспорта – некоторые чаще будут ходить пешком, другие будут просто брать такси. Тут нет линейной зависимости, поэтому установить такой тариф, который бы всех устраивал, при нынешней системе просто невозможно.
Помощью для перевозчиков может стать система брутто-контрактов, когда мы транспортную работу оплачиваем перевозчикам. То есть их доход зависит от того, как они выполняют транспортную работу, а не от того, сколько пассажиров они привезли. Да, для этого контракт должен стоить не 1 рубль [сейчас цена на контракт при закупках чисто символическая – 1 рубль. (прим. ред.)] , а рыночную стоимость. А что касается стоимости проезда – это либо дополнение к стоимости контракта должно быть, либо вообще вся стоимость проезда должна собираться муниципалитетом.
Я думаю, что в очередной раз выберут «тариф выживания», потому что при нынешней системе другого не дано. Как я уже сказал, при если повысить тариф до рыночной цены, то общественным транспортом реже будут пользоваться, так что это тоже ситуацию не спасет, – рассказал гражданский активист.
Нередко можно встретить в Сети такой аргумент: дорожает всё, но никто не требует увеличения объёма коробки молока или его качества при подорожании, почему с транспортом должно быть по-другому?
Отвечая на этот вопрос Виталий Иванищев отметил, что тариф действительно должен индексироваться с учетом инфляции, чтобы более ли менее этой инфляции соответствовать. Однако себестоимость проезда не должна быть связана с тарифом. Активист отметил, что общественный транспорт нельзя сделать полностью самоокупаемым.
Напомним, последний раз стоимость проезда повышалась в июле 2024-го: с 26 и 28 рублей до 31 и 33 рубля по карет и наличкой соответственно. До этого тариф менялся в декабре 2022 года: с 21 до 26 рублей при безналичной оплате и с 23 до 28 рублей при оплате картой.
Что у соседей?
Стоимость проезда в соседних регионах:
Белгород – 25 рублей по карте и 30 рублей наличными;
Тамбов – 25 рублей по карте и 27 рублей наличными;
Липецк – 29 рублей по карте и 34 рубля наличными;
Волгоград – 32 рублей по карте и 35 рублей наличными;
Курск – 27 рублей по карте и 33 рубля наличными.