Воронеж ГОРОД

«Герои спектакля ходили по воде»: главный режиссёр Воронежской филармонии – о секретах профессии

«Герои спектакля ходили по воде»: главный режиссёр Воронежской филармонии – о секретах профессии

Источник: tv-gubernia.ru
У главного режиссёра Воронежской областной филармонии Александра Зыкова есть дар создавать запоминающиеся представления, привлекать к участию в них лучших артистов, расцвечивать праздники своей искромётной фантазией. В сфере отечественной культуры Александр Николаевич трудится 60 лет. Из них 40 лет - на воронежской культурной ниве, где им поставлены десятки музыкальных спектаклей и множество масштабных зрелищ. Сцена стала мечтой Окончив в родном Омске музыкальное училище по специальности «Дирижер народного оркестра», будущий режиссёр почти 10 лет проработал в самодеятельности. Создавал хоровые коллективы и вокальные ансамбли в домах культуры. - В конце 60-х - начале 70-х годов в стране бурно расцветала театральная жизнь, - рассказывает Александр Николаевич. - Драматическая сцена стала моей мечтой, и я решил выучиться на режиссёра. Однако, подавая документы в ГИТИС, неожиданно получил предложение поступать на музыкальную режиссуру. Я растерялся: музыкальный жанр казался мне совсем не интересным. Тогда руководитель курса Иосиф Туманов зашёл с козырей, сообщив, что музыкальные театры в отличие от драматических располагаются исключительно в столицах и областных центрах. - Сложно поверить, что в этом меня убеждал не кто-нибудь, а великий Туманов, который режиссировал церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Москве, придумал историю с улетающим на шариках олимпийским Мишкой, - вспоминает режиссёр. Свой дипломную работу Александр Зыков поставил в 1975 году на сцене Горьковского театра оперы и балета. Туда же распределился после выпуска. Там же делал дебютные работы, включая спектакль «Замок герцога Синяя Борода» на музыку Белы Бартока. В творческой биографии Александра Зыкова он стал значительным событием, а также поводом для его назначения главным режиссёром Воронежского театра оперы и балета. - 1 июня будет 40 лет, как я в Воронеже, - поделился Александр Николаевич. - Начинал работать в театре. Позднее стал помогать делать программы для нашей филармонии. В общей сложности за все годы работы поставил 102 спектакля. Красота и сила Творческий почерк мастера угадываешь безошибочно. Ярко, энергично, с юмором — значит в деле Александр Зыков. В Воронежской филармонии Александр Зыков режиссирует программы для разных  коллективов, включая музыкальный лекторий, который выпускает проекты для детей. Один из них — мюзикл «Приключения Буратино» — получил высокую оценку профессионалов, полюбился маленьким зрителям и их родителям. А в 2024 году Александр Николаевич поставил в филармонии незабываемый спектакль «Барышня-крестьянка» - трепетную историю любви. Чтобы завоевать интерес публики, по мнению режиссёра, необходимо, прежде всего, уважительное отношение к материалу и к зрителю.  Сомнительных экспериментов, которые, увы, нередки в современных постановках и рассчитаны исключительно на эпатаж и скандал, Александр Зыков не приемлет. Вспоминает, как ставил в Чехии «Пиковую даму»:   – Когда в зале зазвучала музыка Чайковского, начал разыгрываться пушкинский сюжет, публика пришла в священный трепет. Вот она красота персонажей, сила поэтического слова, энергия настоящего русского искусства! Воплощение замыслов Отдельный жанр, в котором преуспел мастер, - режиссура массовых зрелищ. - Когда приехал в Воронеж, здесь работала крепкая команда режиссёров: Анатолий Иванов в театре драмы, Валерий Вольховский в театре кукол, Александр Латушко в ТЮЗе, Георгий Харчев в филармонии, - продолжает наш собеседник. - Я многое взял у них в профессиональном плане для подготовки больших городских праздников, фестивалей, которые проводятся в наших муниципальных районах. Один из таких фестивалей - «Русь песенная, Русь мастеровая» в Воробьёвском районе - разросся от маленькой сцены до целого комплекса площадок, включая сцену на воде. Каждый раз Александр Зыков придумывал для него необычные сценарные ходы. Например, сделать кузнечную свадьбу. В прежние времена, если церковь по разным причинам отказывалась венчать пару, она обращалась к кузнецу. Его благословение считалось законным, а молодые во время обряда сами ковали подкову счастья. - Выяснилось, что в день фестиваля по соседству от него должно было пройти свадебное торжество, - вспоминает Александр Николаевич. - Уговорили жениха и невесту участвовать в обряде. У фантазии режиссёра нет границ. Но кто поможет реализовать необычную задумку? По словам режиссёра, в любом селении есть свой Левша — изобретательный умница. - Как-то мне рассказали о форсунке для распыления воды, - говорит режиссёр. - Кузнецы хутора Ломы сделали для фестиваля «Русь песенная, Русь мастеровая» такую же. Она била полукругом на 27 метров -  получался водный экран, на который пускали кинопроекцию. В результате из воды появлялись терема града Китежа. Я придумал, что главные герои действа, Иван да Марья, должны идти навстречу друг другу по воде и соединяться в середине озера. Местные умельцы уложили на его дно деревянные поддоны, привязали к ним мешки с песком. Над ними сантиметров на 10 поднималась вода, и у зрителей возникало полное ощущение, что Иван да Марья идут босиком по воде.   На счету у Александра Зыкова более тысячи масштабных инсценировок, включая десятки фестивалей, Дни славянской письменности и культуры, Дни города, мероприятия в Воронежском концертном зале, театре оперы и балета. Сейчас режиссёр приступил к подготовке программы, посвященной 80-летию Великой Победы, а также готовит десятый фестиваль «Песни над Доном», который пройдёт в августе в Верхнем Мамоне. КСТАТИ Недавно заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссёр Воронежской филармонии Александр Зыков был отмечен Благодарностью Президента РФ Владимира Путина за заслуги в области культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность.