Воронеж ГОРОД

Жительница Воронежской области, побывавшая в плену, отметила 105-летний юбилей.

Жительница Воронежской области, побывавшая в плену, отметила 105-летний юбилей.

Источник: communa.ru
29 марта жительнице Калача Марии Стрельцовой исполнилось 105 лет. В этот день её поздравили глава администрации Калачеевского района Николай Котолевский и мэр Калача Дмитрий Дудецкий, вручив долгожительнице поздравительное письмо от Президента России Владимира Путина и подарок от мэрии – телевизор.

Мария Семёновна родилась 29 марта 1920 года  в семье крестьян Семёна Даниловича и Фёклы Михайловны Наружных. В семье было 13 детей, поэтому приобщиться ко взрослому труду пришлось рано: уже с девяти лет девочка пошла работать в местный колхоз. В 1939 году Мария отправилась на заработки в Донбасс, в город Енакиево, трудилась на шахте.

Когда началась Великая Отечественная война, вместе с другими женщинами Маше пришлось заменить мужчин, ушедших на фронт. А в 1943 году её с группой молодёжи направили на рытьё окопов под Харьковом, где она попала в плен и была угнана в Германию.  Марию и других девушек заставили работать на фермеров.

Когда наши войска завершали разгром фашистских войск в Германии, испуганные хозяева фермы постучали в окно сарая, где жили угнанные девушки, и сказали, чтобы они шли домой.

В мае 1945 года Мария Наружных вернулась в Енакиево, устроилась работать в пекарню. Спустя время она познакомилась с фронтовиком Михаилом Стрельцовым. Он был вдовцом, воспитывал дочь. Михаил и Мария полюбили друг друга и вскоре поженились. Обустраивать быт молодожёны решили в Воронежской области, на родине Маши.

В Калачеевский район Стрельцовы  приехали в 1950 году. Работали в колхозе имени Чапаева, построили дом, обзавелись домашним хозяйством. В семье родились ещё трое детей.

В 1966 году Михаила не стало. Мария Семёновна в одиночку воспитала всех детей. Много работала, занималась огородом, хозяйством, следила за учёбой дочерей и сына.

Сейчас у Марии Семёновны пять внуков, семь правнуков и один праправнук. Живёт героиня публикации в Калаче в семье своей младшей дочери Любови Гвоздевской.

По словам Любови, возраст мамы, конечно, сказывается. Долгожительница хуже, чем раньше, слышит и видит, но телевизор смотрит регулярно. А затем пересказывает родным, что происходит в стране и мире. По дому передвигается на ходунках, но по-прежнему просит держать в курсе всех семейных дел. А по праздникам она - всегда во главе стола, за которым собираются младшие поколения семьи. И Мария Семёновна рассказывает им о своей жизни и об истории их рода.