
Тренер глухих футболистов: «Прошу судей не делать ребятам поблажек»
В начале апреля в Ставрополе состоялся чемпионат России по футзалу среди игроков с нарушением слуха. Воронежцы снова завоевали «золото», подтвердив статус сильнейших в стране. Уже не один сезон нашу команду к победе приводит тренер Вячеслав Гутько. К слову, он тренирует не только сборную по футзалу, но и по футболу. К тому же теперь он является наставником сборной России. О работе с футболистами-сурдлимпийцами специалист рассказал в интервью TV Губернии.
Искать понимание
– Вячеслав, вы уже много лет тренируете футболистов с нарушением слуха. Что в этой работе вам доставляет больше удовольствия?
– Самое важное и самое дорогое для тренера – это результат. Результат, который и тебя удовлетворяет, и команду. Значит, мы с командой работали в правильном направлении. Тогда и получают удовольствие как тренер, так и спортсмены.
– А когда вы только начинали работать тренером, такие же мысли были?
– На разных этапах важными кажутся разные задачи. Когда я только начинал, нужно было, в первую очередь, научить ребят обороняться, терпеть, играть против лидеров. Когда они подросли по-футбольному, появилось желание креативить, играть первым номером, пробовать нестандартные выходы из обороны в атаку. Теперь, когда мы уже стали лидерами в России, на нас стали настраиваться по-другому, пришлось уже варьировать состав, больше раскрываться, играть на атаку. Когда я только начинал тренировать, 90% времени на занятиях уделял обороне, сейчас – наоборот.
– Вы начали тренировать спортсменов с нарушением слуха в 2013 году. Был какой-то страх перед новой работой?
– Нет. Но только потому, что я не до конца понимал, что меня ждёт. Я думал, что всё будет так же, как и с обычными футболистами. А потом, когда уже с головой погрузился в процесс работы, начал сознавать, что отличий в подходах предостаточно. Со временем, конечно, я понял, что можно делать на занятиях, что нет, понял, как преподносить свои мысли, от чего стоит отказаться.
– Что было самым сложным? Выучить язык жестов?
– Сложнее всего было понять способности ребят. Требовать от них можно было много чего, но не факт, что они это сделали бы. Можно было написать суперконспект, но никто не воспринимал бы эту информацию. Самое важное для тренера, чтобы спортсмен понимал, чего от него хотят. Футболист должен чувствовать, что твои требования, твои советы дают плоды, и он начинает благодаря этому прогрессировать. Диалог внутри команды очень важен! И это не только про язык жестов. У меня сразу же был помощник, который мог перевести ребятам. Но на языке жестов некоторые футбольные аспекты объяснить невозможно. Приходилось брать футболиста за руку и вместе с ним бегать по площадке, показывая, что от него я хочу получить.
Игра на равных
– Приходилось срываться на подопечных из-за недопонимания?
– Бывает иногда. Поначалу даже меньше, ведь я понимал, что ребятам сложно воспринимать то, что я от них хочу. Очевидно: прежде чем что-то требовать от спортсмена, ему нужно что-то дать, чему-то его научить.
– Чем тренировки со спортсменами с нарушением слуха отличаются от занятий с обычными футболистами?
– Во-первых, интенсивность тренировок не такая, ведь нужно дольше выстраивать диалог. Во-вторых, способности спортсменов отличаются – другое восприятие упражнений, понимание, другое переключение. Не все упражнения, с которыми прогрессируют обычные футболисты, помогают прогрессировать и нашим спортсменам. Они их просто не поймут! Нужно всё преподносить в ином ракурсе, ином свете.
– Вы делаете поблажки футболистам?
– Ни в коем случае! Мы, например, участвуем в Лиге любительских команд, причём в сильнейшем дивизионе играем на протяжении нескольких лет. Я всегда напоминаю судьям, организаторам, чтобы они вообще не обращали внимания на то, что у нас в команде играют спортсмены с нарушением слуха. Мы хотим играть, как все! Нам даже иногда жёлтые карточки дают судьи, которые впервые сталкиваются с этим. Например, футболист поставил мяч и сразу ввёл его в игру, но без свистка. Я тут же показываю, что он просто не слышит, был свисток или нет. Но в то же время это дисциплинирует парней – будут в будущем периферическим зрением следить за судьёй. Так что никто нас уже не жалеет, все бьются с нами на равных.
– Спортсменам важно играть не только с такими же, как они, но ещё и с обычными футболистами?
– Конечно! Турнир между командами спортсменов с нарушением слуха – это другое дело. Если не брать психологический аспект, то по уровню игры первые две-три команды в любительской Лиге у нас – это уровень ТОП‑5 на чемпионатах Европы и мира среди спортсменов с нарушением слуха. То есть у ребят практика выступления на таком уровне не раз в четыре года, а раз в две недели. К тому же у нас ещё товарищеские встречи есть, где мы и молодым пацанам даём поиграть.
Пожертвовать своим «я»
– Вы много времени посвящаете спортсменам вне тренировочного процесса. Это такая гиперопека?
– По-моему, тренер обязан быть со спортсменом в режиме 24/7. Я не понимаю, когда специалист приходит в зал, проводит тренировку и уходит по своим делам, забывая до следующего занятия о подопечных. Так можно только с детьми, когда речь идёт о начальной подготовке, ведь за юными спортсменами следят их родители. А я работаю с совершеннолетними, они уже с родителями не контактируют. Кстати, когда я занимался с обычными футболистами, было то же самое. Мне некоторые родители звонили и просили: «Позвоните сыну, а то он от нас трубку не берёт, мы не знаем, что с ним». Я звонил, он тут же отвечал, ну и дальше проводил с ним беседу поучительную. Потом приходил футболист домой, отзванивался мне. Конечно, парни при таком графике тренировок больше контактируют с нами, чем с родителями. Многие тренеры пришли, посвистели и считают, что дело сделано, но работа с людьми предполагает, что ради них нужно жертвовать своим временем, своим «я». Иначе и парни в команде никогда не будут жертвовать собой ради результата.
– Это залог успеха ваших команд?
– Вся Россия уже знает о том, что мы добиваемся успеха благодаря дисциплине. Она на первом плане! Конечно же, важно уважать друг друга на поле. Да, мы немного сильнее соперников, но только потому, что работаем больше на тренировках, играем с обычными футболистами. Поймите: ежедневно играть с теми, кто сильнее тебя, очень сложно, а мы регулярно выходим на такие матчи, и ребята стараются им не проиграть, а некоторых стараемся и вовсе превзойти. Я им всегда говорю, что не стоит в таких матчах переживать за ошибки, но они понимают, что всё равно потом будет работа над ошибками, я буду с них спрашивать, так что нагрузка двойная и на мышцы, и на мозг. Без этого мы попросту не дойдём до «золота» чемпионата мира.