
«Немец пытался меня добить, но не смог» – истории трёх воронежских писателей-фронтовиков
Они были земляками и ровесниками, но при этом непохожими друг на друга авторами. Три писателя, для которых главной темой стала Великая Отечественная война, – родом из Воронежа. Объединяло их, прежде всего, стремление рассказать современникам и потомкам правду о войне.
Борис Васильев
Борис Львович Васильев (1924–2013) не был коренным воронежцем. Он родился в Смоленске. Когда будущему писателю исполнилось 10 лет, отца перевели служить в Воронеж. Здесь Борис в июне 1941 года окончил 9-й класс Образцовой средней школы № 5, той самой, где учился и Юрий Гончаров (ныне это средняя школа № 28 на улице Фридриха Энгельса).
В первые дни войны воронежским комсомольцам предложили записаться добровольцами для эвакуации архивов и ценностей из прифронтовой полосы. Брали только тех, кому уже исполнилось 18, но Борис сумел сделать так, что в списке оказалась и его фамилия.
Под Смоленском Борис с товарищами примкнул к одной из воинских частей, а уже через несколько дней оказался в окружении. Через линию фронта вышли с боем в начале октября.
Васильева направили в кавалерийскую, а затем в пулемётную школу. По окончании учёбы он получил назначение в 8-й воздушно-десантный гвардейский полк 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.
Первый боевой прыжок оказался последним. 16 марта 1943 года сразу после приземления Васильев подорвался на мине и получил тяжёлую контузию. После излечения Борис Васильев на фронт уже не вернулся. Он поступил в бронетанковую академию и стал конструктором военной техники.
Первая пьеса Васильева «Танкисты» впоследствии легла в основу сценария культового фильма «Офицеры». В этом фильме прозвучала знаменитая фраза: «Есть такая профессия — Родину защищать».
В 1954 году Борис Васильев ушёл из армии, чтобы заняться литературным трудом.
Наиболее известным произведением Васильева стала повесть «А зори здесь тихие». Основой сюжета стала реальная история, но автор изменил её коренным образом. Вместо солдат-мужчин Борис Васильев изобразил в повести пять девушек-зенитчиц, под командой старшины вступивших в бой с немецкими диверсантами. А прототипом одной из героинь стала жена писателя.
Судьба некоторых произведений Васильева оказалась непростой. Написанная в 1972 году повесть «А завтра была война» была напечатана только в 1984 году. В ней затрагивается тема репрессий накануне Великой Отечественной войны.
Для воронежцев эта книга особенно интересна. В повести описана жизнь советских школьников, многие из которых вскоре ушли на фронт. Работая над книгой, Борис Васильев вспоминал свою юность, и в городе, где происходит действие, угадываются черты Воронежа.
Юрий Гончаров
Юрий Данилович Гончаров (1923–2013) родился и почти всю жизнь прожил в Воронеже. Надолго покидал родной город только во время Великой Отечественной войны.
Юрий Гончаров начал воевать на Курской дуге. Когда советские войска перешли в наступление, участвовал в боях за освобождение Харькова. 2 сентября 1943 года западнее этого города рядовой Гончаров во время атаки получил тяжёлое ранение. Немецкий пулемётчик подстрелил бойца, и спастись удалось лишь благодаря случайности. Писатель вспоминал:«Немец меня бы добил. Он видел, как я упал. Но я упал в танковый след. Это было паханое поле, и танковый след был промят ниже поверхности сантиметров на двадцать. Я оказался как в корыте. Немец стрелял, и я чувствовал пули, спиной чувствовал. Но задеть он меня не мог…».
Этот бой стал последним для Юрия Гончарова. После тяжёлого ранения его признали негодным для дальнейшей службы. Вскоре после освобождения Воронежа будущий писатель вернулся в родной город. В 1946 году Гончаров окончил факультет русского языка и литературы Воронежского пединститута.
Писатель не отправился покорять столицу и всю оставшуюся жизнь прожил в своём любимом городе. В произведениях писателя Воронеж становится не просто местом действия, но фактически одним из героев. В повести «Целую ваши руки» израненный войной город кажется человеком, который чудом остался жив, но превратился в тень самого себя, а судьба его подобна судьбам уцелевших жителей.
Война как величайшая трагедия показана и в повести Гончарова «Неудача», напечатанной в 1964 году. Это произведение подверглось критике; специальное постановление ЦК КПСС запрещало его переиздание.
Повесть, вызвавшая неприятие высоких литературных чиновников, посвящена одной из малоизвестных страниц истории боёв за Воронеж. Вскоре после вступления немцев в правобережные кварталы советское командование попыталось освободить город ударом с севера. В этом безрезультатном наступлении полегла большая часть только что переброшенной на фронт сибирской дивизии.
Гончаров называет Воронеж «городом В», но облик его слишком узнаваем. Узнаваем и командующий армией, который скромно назвал свой полководческий провал «неудачей». Прототипа этого героя сместили и заменили генералом Черняховским. Но хотя писатель был точен и в описании, и в оценке событий, его повесть оказалась под запретом.
Неприятная правда вызывала неудобные вопросы и ненужные мысли.
Юрий Гончаров написал около ста повестей и рассказов. Но при этом известен гораздо меньше, чем заслуживает его талант.
Григорий Бакланов
Григорий Яковлевич Бакланов (Фридман) (1923–2009) родился в Воронеже. В 11 лет остался сиротой, воспитывался у родственников. В начале войны был призван в армию. Окончил военное училище. Воевал в артиллерии, участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен. Награждён орденом Красной Звезды и медалями. Писатель вспоминал: «Когда я вернулся домой с фронта, мне был 21 год. Я вернулся с войны с твёрдым убеждением в том, что главное в моей жизни уже сделано».
Григорий Бакланов ошибся — главным делом его жизни стала литература. В 1951 году он окончил Литературный институт. Начал печататься под своей фамилией, но вскоре взял псевдоним.
Григорий Бакланов известен как яркий представитель литературного направления, которое называли «лейтенантской прозой». Писатель стремился показать «окопную правду» — то, что он увидел и пережил на фронте. В произведениях Бакланова, таких, как «Южнее главного удара», «Пядь земли», «Мёртвые сраму не имут» изображаются будни и тяжёлые подробности войны. В них нет места плакатному героизму. Важным для писателя остаётся вопрос нравственного выбора и ответственности за него.
Действие одного из самых сильных произведений Бакланова — рассказа «Почём фунт лиха» («Был месяц май») — происходит через несколько дней после Победы. Писатель показывает Германию, где абсолютное большинство населения поддерживало нацистов, а затем «только осуждающе качали головами и называли Гитлера: это он виноват во всём, пусть он за всё и отвечает». Рассказ был экранизирован режиссёром Марленом Хуциевым.
Путь книг Бакланова к читателю не всегда был лёгким. Некоторые произведения подвергались критике. Самой трудной оказалась судьба романа «Июль 41 года», где поднимается тема предвоенных репрессий. После первой публикации роман не переиздавался 14 лет.
Нашёл отражение в творчестве Бакланова и родной город. В повести «Пядь земли» герой вспоминает довоенный Воронеж: «Ни в одном городе я не видел столько цветов. Ни в одном городе летними вечерами улицы не пахнут так табаком и петуньями. А может быть, это потому мне кажется, что Воронеж — мой родной город? В Кольцовском сквере каждый день выкладывали цветами на зелёной клумбе год, число и месяц. Потом пришли немцы, и время остановилось».