
«Неглавных ролей не бывает»: как проходят репетиции в детской студии воронежского ТЮЗа
Неутомимая фантазёрка, юный гений с балалайкой и даже говорящая лошадь – с этими персонажами познакомили зрителей на своём выпускном спектакле ребята из театральной студии «Вершина». Как в Воронеже появилось это творческое объединение, кто в нём преподаёт и что это даёт детям, выяснила «Коммуна».
На уровне взрослых актёров
На выпускной спектакль студийцев шла, не ожидая больших открытий. Сейчас дети будут волноваться, старательно произносить заученные тексты, трогательно играть во взрослый театр. Угадала только с лёгким волнением, да и то, может быть, в самом начале. На самом деле на сцене 17-18-летние подростки мастерски вели линии своих персонажей, разыгрывая сцены из пьесы драматурга Михаила Рощина «Девочка, где ты живёшь?», были убедительны в ролях своих ровесников, взрослых героев и даже представителей животного мира. Нешуточные страсти юные актёры буквально проживали, поражая точностью попадания в настроение произведения, созданного в 1966 году.
Студия театрального развития для детей и подростков «Вершина» открылась в Воронежском театре юного зрителя в ноябре 2024 года и сразу объявила кастинг для детей от 9 до 17 лет. Те, кто захотел здесь обучаться, прошли серьёзный конкурсный отбор. По словам главного режиссёра ТЮЗа и художественного руководителя студии «Вершина» Максима ИВАНОВА, отбор был похож на вступительный экзамен в театральный вуз. Так, например, ребятам из старшей группы нужно было станцевать, спеть, прочесть наизусть стихи, басню, отрывок из прозы.
- При отборе мы обращали внимание на мотивированность ребят. Ведь многих на прослушивание отправили мамы, сами они идти в студию не хотели. Также обращали внимание на контактность и психологическую гибкость детей – это очень важно для занятий актёрским мастерством, – рассказал Максим Иванов.
По результатам отбора в студию записали 28 человек. Преподавателями «Вершины» стали ведущие актёры ТЮЗа Олег Столповский, Екатерина Пухначёва, Анастасия Гуменникова, Роман Лютиков, Геннадий Колосов.
Для младшей группы студийцев итогом первого года обучения стал открытый урок, на котором дети продемонстрировали полученные навыки актёрского мастерства, сценической речи, основ музыкальной грамотности.
Старшая группа завершила год выпускным эскизом спектакля, в котором подростки играли на уровне взрослых актёров, в том числе и возрастные роли.
Магия сцены
Исполнительница главной роли - Кати - Мария ТИМОШИНОВА, несмотря на то, что писала в этот день ЕГЭ, на сцене выложилась по полной.
- Во время подготовки спектакля было сложно, но нам очень понравилась эта пьеса, - призналась Мария. - Чтобы нам легче было понять атмосферу произведения, понять эпоху и мотивы поведения персонажей, педагоги познакомили нас с кинофильмами 60-х годов. Мы их обсуждали, разбирали. На сцене случилась магия - процесс слияния энергий, эмоций!
В разговоре Мария неоднократно подчеркнула: «Студия - это моё место и мои люди». Отметила, как здорово, что творческая работа происходит в стенах театра, позволяя ребятам наблюдать то, что скрыто за кулисами, понимать смысл работы разных театральных цехов, видеть генеральные репетиции и премьеры.
- Мы писали рецензии на спектакли, которые посмотрели, - рассказала Мария. - Это помогало анализировать увиденное. Для меня это очень крутой опыт.
Исполнитель роли Гены - учащийся 8-го класса Данила МИТЬКИН - помимо драматических навыков продемонстрировал отличное владение музыкальным инструментом. Сыграл на балалайке фрагмент из известной любому воронежцу композиции «Туман». Юный артист по секрету сообщил, что в пьесе Рощина главный герой играет на скрипке. Но за восемь лет учёбы в музыкальной школе Данила так сроднился с балалайкой, что режиссёры пошли на уступку и дали ему возможность вывести её на сцену.
- Здесь, - поделился юный актёр и музыкант, - я открыл в себе новые качества: стал более решительным, ответственным. И ещё — нашёл друзей.
Неглавных ролей не бывает
Важнейшая задача - создать в студии обстановку, которая даёт каждому участнику ровно то, что ему необходимо.
Актёр ТЮЗа Роман ЛЮТИКОВ, например, ведёт у ребят предмет «Пластическое воспитание».
- Дети - очень разные, - подчёркивает Роман. - Кто-то из них пришёл к нам более подготовленным, например, посещал танцевальную студию. А кто-то вообще никогда не занимался ни танцами, ни акробатикой. Поэтому я составил для них нейтральную программу, позволяющую им с разной скоростью набираться опыта. С каждым работаю индивидуально, понимая уровень, на котором находится ребёнок.
По мнению педагога, пластическое воспитание — вещь необходимая. Когда человек чувствует, что он физически свободен, отлично владеет своим телом, может, не стесняясь, разговаривать, выражать свои чувства, это делает его увереннее не только на сцене, но и в жизни.
Олег СТОЛПОВСКИЙ обучает ребят «Основам актёрского мастерства».
- Сложности были в самом начале, когда надо было детей собрать и наладить дисциплину, - делится Олег. - А когда начались репетиции спектакля, выяснилось, что все, конечно же, хотят играть главные роли. Но мы сумели объяснить детям, что в театре неглавных ролей не бывает. Из пьесы ни один персонаж не выбросить! Ребята поняли, что суть - не в главных ролях, а в том, чтобы сложился актёрский ансамбль. Поняли, что в нашем деле невозможно без взаимовыручки.
Студийцы и старшей, и младшей групп активно участвовали в представлении «40 человек и 8 лошадей» в День Победы, в праздничном концерте, который состоялся 1 июня, в День защиты детей.
Но главные театральные свершения у девчонок и мальчишек из «Вершины», конечно, ещё впереди. Прощаясь перед каникулами, Максим Иванов объявил, что в следующем семестре старшие студийцы объединятся с младшей группой, чтобы большой командой готовить представления, в том числе, и для различных городских событий и праздников. В августе будут объявлены даты прослушиваний для следующего набора в студию. Магия сцены снова поманит девчонок и мальчишек в ТЮЗ, где им откроют секреты мастерства и помогут проявить свои лучшие качества.
На уровне взрослых актёров
На выпускной спектакль студийцев шла, не ожидая больших открытий. Сейчас дети будут волноваться, старательно произносить заученные тексты, трогательно играть во взрослый театр. Угадала только с лёгким волнением, да и то, может быть, в самом начале. На самом деле на сцене 17-18-летние подростки мастерски вели линии своих персонажей, разыгрывая сцены из пьесы драматурга Михаила Рощина «Девочка, где ты живёшь?», были убедительны в ролях своих ровесников, взрослых героев и даже представителей животного мира. Нешуточные страсти юные актёры буквально проживали, поражая точностью попадания в настроение произведения, созданного в 1966 году.
Студия театрального развития для детей и подростков «Вершина» открылась в Воронежском театре юного зрителя в ноябре 2024 года и сразу объявила кастинг для детей от 9 до 17 лет. Те, кто захотел здесь обучаться, прошли серьёзный конкурсный отбор. По словам главного режиссёра ТЮЗа и художественного руководителя студии «Вершина» Максима ИВАНОВА, отбор был похож на вступительный экзамен в театральный вуз. Так, например, ребятам из старшей группы нужно было станцевать, спеть, прочесть наизусть стихи, басню, отрывок из прозы.
- При отборе мы обращали внимание на мотивированность ребят. Ведь многих на прослушивание отправили мамы, сами они идти в студию не хотели. Также обращали внимание на контактность и психологическую гибкость детей – это очень важно для занятий актёрским мастерством, – рассказал Максим Иванов.
По результатам отбора в студию записали 28 человек. Преподавателями «Вершины» стали ведущие актёры ТЮЗа Олег Столповский, Екатерина Пухначёва, Анастасия Гуменникова, Роман Лютиков, Геннадий Колосов.
Для младшей группы студийцев итогом первого года обучения стал открытый урок, на котором дети продемонстрировали полученные навыки актёрского мастерства, сценической речи, основ музыкальной грамотности.
Старшая группа завершила год выпускным эскизом спектакля, в котором подростки играли на уровне взрослых актёров, в том числе и возрастные роли.
Магия сцены
Исполнительница главной роли - Кати - Мария ТИМОШИНОВА, несмотря на то, что писала в этот день ЕГЭ, на сцене выложилась по полной.
- Во время подготовки спектакля было сложно, но нам очень понравилась эта пьеса, - призналась Мария. - Чтобы нам легче было понять атмосферу произведения, понять эпоху и мотивы поведения персонажей, педагоги познакомили нас с кинофильмами 60-х годов. Мы их обсуждали, разбирали. На сцене случилась магия - процесс слияния энергий, эмоций!
В разговоре Мария неоднократно подчеркнула: «Студия - это моё место и мои люди». Отметила, как здорово, что творческая работа происходит в стенах театра, позволяя ребятам наблюдать то, что скрыто за кулисами, понимать смысл работы разных театральных цехов, видеть генеральные репетиции и премьеры.
- Мы писали рецензии на спектакли, которые посмотрели, - рассказала Мария. - Это помогало анализировать увиденное. Для меня это очень крутой опыт.
Исполнитель роли Гены - учащийся 8-го класса Данила МИТЬКИН - помимо драматических навыков продемонстрировал отличное владение музыкальным инструментом. Сыграл на балалайке фрагмент из известной любому воронежцу композиции «Туман». Юный артист по секрету сообщил, что в пьесе Рощина главный герой играет на скрипке. Но за восемь лет учёбы в музыкальной школе Данила так сроднился с балалайкой, что режиссёры пошли на уступку и дали ему возможность вывести её на сцену.
- Здесь, - поделился юный актёр и музыкант, - я открыл в себе новые качества: стал более решительным, ответственным. И ещё — нашёл друзей.
Неглавных ролей не бывает
Важнейшая задача - создать в студии обстановку, которая даёт каждому участнику ровно то, что ему необходимо.
Актёр ТЮЗа Роман ЛЮТИКОВ, например, ведёт у ребят предмет «Пластическое воспитание».
- Дети - очень разные, - подчёркивает Роман. - Кто-то из них пришёл к нам более подготовленным, например, посещал танцевальную студию. А кто-то вообще никогда не занимался ни танцами, ни акробатикой. Поэтому я составил для них нейтральную программу, позволяющую им с разной скоростью набираться опыта. С каждым работаю индивидуально, понимая уровень, на котором находится ребёнок.
По мнению педагога, пластическое воспитание — вещь необходимая. Когда человек чувствует, что он физически свободен, отлично владеет своим телом, может, не стесняясь, разговаривать, выражать свои чувства, это делает его увереннее не только на сцене, но и в жизни.
Олег СТОЛПОВСКИЙ обучает ребят «Основам актёрского мастерства».
- Сложности были в самом начале, когда надо было детей собрать и наладить дисциплину, - делится Олег. - А когда начались репетиции спектакля, выяснилось, что все, конечно же, хотят играть главные роли. Но мы сумели объяснить детям, что в театре неглавных ролей не бывает. Из пьесы ни один персонаж не выбросить! Ребята поняли, что суть - не в главных ролях, а в том, чтобы сложился актёрский ансамбль. Поняли, что в нашем деле невозможно без взаимовыручки.
Студийцы и старшей, и младшей групп активно участвовали в представлении «40 человек и 8 лошадей» в День Победы, в праздничном концерте, который состоялся 1 июня, в День защиты детей.
Но главные театральные свершения у девчонок и мальчишек из «Вершины», конечно, ещё впереди. Прощаясь перед каникулами, Максим Иванов объявил, что в следующем семестре старшие студийцы объединятся с младшей группой, чтобы большой командой готовить представления, в том числе, и для различных городских событий и праздников. В августе будут объявлены даты прослушиваний для следующего набора в студию. Магия сцены снова поманит девчонок и мальчишек в ТЮЗ, где им откроют секреты мастерства и помогут проявить свои лучшие качества.