
Никакой зубрёжки по ночам: как выпускница из Воронежа набрала 300 баллов на ЕГЭ
В этом году воронежская школьница Мария Томаровская стала одной из 11 выпускников в стране, кто получил по 100 баллов сразу по трём предметам: русскому языку, химии и биологии. Пока одни считают такой результат почти недостижимым, Мария уверена: невозможным он кажется лишь до тех пор, пока не начнёшь уверенно идти к цели. Как выпускнице удалось добиться абсолютного результата и что стояло за этой победой, узнала «TV Губерния».
«Мы считали, что 300 баллов — это из области фантастики»
Свою подготовку к ЕГЭ Маруся (так девушку называют родные) начала не в сентябре, как большинство выпускников, а ещё летом перед 11 классом. Цель была чёткая и амбициозная: попасть в ИМО НМИЦ имени Алмазова. Проходной балл прошлого года — 281.
— Мы с родителями тогда рассуждали: 300 баллов — это только для олимпиадников или гениев, — улыбается Мария. — Но потом поняла, что если системно заниматься, нет ничего недостижимого. Я решила попробовать.
Подготовка шла на фоне серьёзных жизненных перемен. Осенью 2022 года, когда Мария училась в девятом классе, семья переехала из Шебекино в Старый Оскол. В этот период все школы в родном городе перевели на дистанционное обучение, а Мария с братом хотели продолжать учиться вживую, общаться с одноклассниками, ходить на секции. Девятый класс она окончила в Старом Осколе, а затем последовал новый переезд — в Воронеж. Там в сентябре она пошла в 10-й медицинский класс в МБОУ ОЦ «Содружество».
— Я достаточно медленно привыкаю к новым людям, поэтому первое полугодие в новой школе было для меня адаптационным, — вспоминает она. — Но вскоре подружилась с несколькими ребятами, и оставшиеся полтора года в школе были по-настоящему весёлыми и приятными.
Для подготовки она выбрала сразу три онлайн-школы: по одной на каждый предмет.
— Онлайн-обучение — это удобно, когда умеешь организовывать себя. Многие думают, что дома заниматься сложно. Но для меня это был оптимальный формат: можно самому регулировать темп, возвращаться к непонятным темам и, главное, быть частью большого сообщества ребят с такими же целями. Это мотивирует.
«Бывало, училась по 12 часов в день»
Режим дня в выпускном классе Марии был почти как у спортсменов. Каждый день — строго по графику: сон, еда, занятия, повторения.
— Если не считать дни отдыха, я училась от 4 до 12 часов. Весной было особенно тяжело — мотивация начала спадать, появлялась усталость. Но спасала дисциплина. И мысль: «Раз уж я начала, сдавать назад нельзя».
До выгорания, по её словам, дело не дошло, но нагрузка ощущалась. В сложные моменты помогало желание попасть на очередной вебинар, где преподаватели объясняли сложные темы доступно и интересно.
— Мне всегда было важно понимать, а не просто заучивать. Особенно по химии и биологии. Это не те предметы, которые можно вызубрить — нужно логически мыслить, сопоставлять, делать выводы.
Родители не давили
В семье Томаровских царит атмосфера поддержки и доверия. Родители не давили, не требовали сверхрезультатов — но верили, что дочь справится.
— Даже если где-то получалось не очень, никто не кричал. Родители знали: я работаю, — вспоминает Мария. — Иногда даже говорили: «Сделай паузу, отдохни немного».
Такое отношение помогло сохранить спокойствие и концентрацию. По словам выпускницы, важную роль сыграло и ощущение единства с другими ребятами.
— Когда ты видишь, как много целеустремлённых, сильных, умных людей вокруг, появляется азарт. Думаешь: «А я чем хуже?» Это не соперничество, а скорее взаимная поддержка.
Никакой учёбы по ночам
Первым экзаменом была химия.
— Проснулась в хорошем настроении, пошла в ППЭ спокойно, — говорит Мария. — Я знала, что сделала всё, что могла. Паники не было.
Перед каждым ЕГЭ она повторяла ключевые темы, но ложилась спать вовремя. Никаких ночных «зубрёжек» и литров кофе.
— На самих экзаменах не было ничего экстраординарного. Какие-то задания заставляли перечитать условие трижды — но это вопрос внимательности, а не знаний. К счастью, онлайн-школы готовили нас к заданиям даже сложнее тех, что бывают на ЕГЭ.
Результаты по химии пришли утром перед экзаменом по биологии.
— Увидела 100 и даже не удивилась. Была уверена в себе. Русский удивил больше — там я ждала 96–97. Казалось, что ошиблась. Но, видимо, придумала себе ошибку.
Когда увидела итог по биологии — тоже 100, почувствовала облегчение.
— Не было ни криков, ни слёз. Просто улыбка и чувство: «Всё получилось».
Не только ЕГЭ
Мария признаётся, что её любимый предмет — химия. К концу года занятия ею стали даже отдыхом. А самым интересным она считает биологию — особенно темы, которые изучали глубже школьной программы.
Помимо подготовки к экзаменам, она продолжала изучать немецкий язык, а недавно вернулась к спорту. Вместе с подругой занимается теннисом.
— С детства я много двигалась: занималась плаванием, фигурным катанием, волейболом. В выпускном году физическую активность пришлось сократить, но после экзаменов захотелось вернуться к этому. Телу тоже нужен отдых.
В Петербург — за знаниями
В этом году Мария подаёт документы в ИМО НМИЦ имени Алмазова — ведущий научно-медицинский центр в Санкт-Петербурге.
— Там сильная клиническая база, хорошие преподаватели, развита наука. Очень хочется попробовать себя в студенческих научных проектах. Думаю, это будет отличная стартовая площадка для врача будущего.