
В театре кукол им. В.А.Вольховского прошёл аудиоспектакль-променад «Время птиц» (12+)
Премьеру приурочили к 100-летию театра кукол. А отметить юбилей решили необычно — подготовили для зрителей настоящее путешествие во времени. Променад, то есть неторопливая прогулка по вехам развития театра, получился очень насыщенным информацией и в то же время невероятно трогательным.
«Время птиц» — красивая метафора. Однако команда постановщиков — драматург и режиссёр Юлия Клейман, режиссёр Марсель Смердов, художник Елена Луценко, композитор Дмитрий Мульков — превратила метафору в удивительное действо. Вместе с проводником-орнитологом (Дарья Ефанова) и птицей (Анна Лужецкая) мы проникаем в страну волшебников — людей, способных через куклы говорить о красоте, любви и ценности человека. В выданных зрителям-слушателям наушниках их голосами рассказывается история театра и его творцов — каждый режиссёр представлен в образе определённой птицы, и её можно увидеть на видеопроекции, а также в кукольном обличье. Художник Елена Луценко наделила кукол-птиц узнаваемыми чертами. Так в загадочном ибисе легко обнаружить схожесть с основателем воронежского театра кукол Николаем Беззубцевым. У птички-хлопотуньи крапивника много общего с Игорем Лукиным, много сделавшим для того, чтобы коллектив обрёл свой дом — прекрасное здание на проспекте Революции. Масштаб личности Валерия Вольховского подчёркивает большой мудрый ворон - его внешность Елена Луценко точно списала с многолетнего режиссёра театра, который сегодня носит его имя. Воплощением любимого многими актёрами Валентина Козловского стал яркий и задорный щегол. У каждой птицы-режиссёра — своё время, своя узнаваемая песня и шлейф сценических работ.
О самых знаковых постановках (интересно, что многие из них связаны с миром птиц, например спектакль «Дикий» по сказке Андерсена «Гадкий утёнок») мы вспоминаем благодаря историям, которые рассказывают артисты и работники театра. На фоне завораживающей, специально для аудиопроменада написанной музыки, они делятся любопытными подробностями того, как режиссёры создавали спектакли, художники придумывали для них куклы, актёры вдыхали в них жизнь. Орнитолог и Птица помогают окунуться в творческую атмосферу театра, делают остановки в разных локациях, где аудиопутешественники видят инсталляции, позволяющие поразмышлять о тайне творчества. С помощью выданных зрителям фонариков каждый может и сам немного поиграть в театр — подсвечивая декорации, заставить их шевелиться, менять очертания.
Ты и театр. Таинство, слегка приоткрывающее свои сокровенные детали. Ближе к финалу аудиоспектакля зрители располагаются на подушках на полу третьего этажа, почти под крышей, чтобы увидеть фантастическое кружение Птицы, словно говорящее о том, что история продолжается, театр движется, меняется, и каждый может ощутить это здесь и сейчас.
Финал — мистика! Мы впервые оказываемся в пустом и тёмном зрительном зале. Тишина и мерцающая в глубине зала сцена. Она отдыхает, растворяет высвободившуюся во время представлений энергию. Её физически ощущаешь, и это непередаваемое чувство. Не хочется уходить... И в этот миг, наверное, приходит понимание ради чего всё — муки творчества, преодоление препятствий, вечный поиск чего-то совершенного, боязнь ошибок, радость озарений, достижение успеха. Всё нужно для того, чтоб наступило «Время птиц». Да, в том числе и тех, что живут во всем знакомой огромной клетке в фойе. И, конечно, тех, которые будут всегда стремиться к небу и петь свою, и только свою прекрасную песню.