Воронеж КУЛЬТУРА

Спецпроект «TV Губернии». «Незнакомый город» – вокзал на станции Колодезная в Воронежской области

Спецпроект «TV Губернии». «Незнакомый город» – вокзал на станции Колодезная в Воронежской области

Источник: tv-gubernia.ru
Интернет-канал TV Губерния и Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области совместно с подведомственным учреждением АУК ВО «Государственная инспекция историко-культурного наследия» представляют проект «Незнакомый город». В очередном выпуске вместе с Викторией Вырыпаевой, главным историком автономного учреждения культуры Воронежской области «Государственная инспекция историко-культурного наследия» узнаем историю одного из старейших вокзалов Воронежской области — на станции Колодезная. Когда возвели здание вокзала? Юго-Восточная железная дорога – одна из старейших магистралей России. Ее основали в 1866 году,  4 сентября на станцию Козлов (ныне Мичуринск) прибыл первый поезд из Москвы. Инициаторами строительства линий ЮВЖД выступали Воронежское, Тамбовское, Борисоглебское, Кирсановское, Елецкое, Саратовское, Курское земства и войсковое начальство области войска Донского. Первоначально на Козлово-Воронежской дороге все станционные здания были деревянными и типовыми. Отсюда, с большой долей уверенности, можно предположить, что и первый вокзал на станции Колодезная тоже был деревянным, а каменное здание вокзала было построено позже. Точная дата постройки вокзала  на станции Колодезная не определена – по одной версии   новое каменное здание вокзала в поселке Колодезном было построено в 1903 году, по другой – в  1910 году. Версию о том, что здание вокзала построено в 1910-м косвенно подтверждает и первоначальный архитектурный облик и здания вокзала на станции Давыдовка. 1910 год указан в тимпанной плоскости щипца южного фасада вокзала в Давыдовке, который расположен на одной железнодорожной ветке со станцией Колодезной. А что известно о станции Колодезной в дореволюционное время? В «Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам. Выпуск 1. Козлово-Воронежско-Ростовская линия» указывается, что станция Колодезная – это станция 4 класса и на ней имеется «буфет с холодными закусками, чаем и прохладительными напитками». Выкопировка из «Спутника пассажира по Юго-Восточным железным дорогам. Выпуск 1. Козлово-Воронежско-Ростовская линия» Необходимо уточнить, что в зависимости от числа жителей и грузопотоков все станции делились на четыре класса. Москва, Петербург и губернские города относились к I и II классам. Прочие остановочные пункты - к III и IV. При строительстве комплексов железнодорожных зданий в России применялся принцип типового проектирования станций 4-х классов и стройная система их размещения относительно железной дороги. Помимо зданий вокзалов и железнодорожных станций в комплекс входили разнообразные сооружения, необходимые для осуществления функционирования железной дороги: паровозные здания и депо, большие и малые мастерские, водоемные здания и сигнальные будки и пр., также создававшиеся по типовым проектам. Здание вокзала на станции Колодезная было построено по типовому проекту? Да, совершенно верно, это типовой проект зданий вокзала для Юго-Восточной железной дороги. По типовым проектам к. ХIХ – н. ХХ вв. в Воронежской губернии были построены следующие здания вокзалов. Здание вокзала на ст. Колодезная. Фото 2020 года. Воронежская область, Лискинский район, р.п. Давыдовка, ул. Филипченко, 9. Здание железнодорожного вокзала, 1910 г. Фото 2009 г. Воронежская область, Подгоренский район, пгт. Подгоренский, ул. Вокзальная. Здание железнодорожного вокзала, начало 20 века. Фото 2003 г.   Воронежская область, Кантемировский район, ст. Митрофановка. Здание железнодорожного вокзала, начало 20 века. Фото 1988 г. Было ли разрушено здание вокзала в годы Великой Отечественной войны? В годы Великой Отечественной войны Каширский район не был в немецко-фашистской оккупации, здание вокзала не пострадало, разрушений в ходе военных действий у здания не было. Архив АУК ВО ГИИКН. Западный фасад здания. Архивное фото 1990 года. В 2020 году, при обследовании здания вокзала, на его  главном западном фасаде  был обнаружен геодезический репер 1980-х годов.  

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Войдите или зарегистрируйтесь