Воронеж КУЛЬТУРА

Воронежский театр кукол возродил спектакль «Легенда о добром сердце»

Воронежский театр кукол возродил спектакль «Легенда о добром сердце»

Источник: tv-gubernia.ru
На сцену Воронежского театра кукол возвращается «Легенда о добром сердце». Спектакль поставил легендарный худрук «Шута» Валерий Вольховский, которого не стало в 2003-м. По крупицам памяти историю о дружбе аистёнка Айко и пугала Страшко восстановила актриса Татьяна Сезоненко. Что из этого получилось, на пресс-показе увидела корреспондент «TV Губернии». У пугало Страшко хоть и соломенные мозги, и вместо рук палки, но зато сердце у него словно колокольчик, оно звенит и откликается на чужие беды. В том числе на горе аистенка Айко. Его ранили из рогатки, поэтому на юг вместе со всей стаей ему не улететь. Зимовать решают вместе, ведь пугало тоже забыли на поле. Артистка Воронежского театра кукол «Шут» им. Вольховского Елена Симанович: – Каждый человек по натуре своей одинок. Страшко одинокий стоит в поле, вроде бы птицы летают и комары кусают, но у него действительно нет друга, как и Айко. У аистёнка есть стая, есть семья, но он не такой, он раненый, и он тоже остался один. Когда они встречают друг друга, противоположности притягиваются. Пугало весь грубый, деревянный, жесткий, а Айко ранимый, нежный, грациозный. Они помогают друг другу справиться с этим одиночеством. Автор спектакля – легендарный режиссёр, народный артист России Валерий Вольховский. Это одна из его первых работ в Воронежском театре. За восстановление постановки взялась актриса Татьяна Сезоненко. Когда-то она играла в «Легенде о добром сердце» вместе со своим партнёром Михаилом Мальцевым. Их общая память и легла в основу воссозданного спектакля. Режиссёр, актриса Татьяна Сезоненко: – Главная задача – восстановить то, как спектакль видел Валерий Аркадьевич. Все актерские задачи я помнила: и свои, и партнёра. Михаил Иванович нездоров и не мог участвовать, но руку на телефоне он держал и давал какие-то рекомендации. Иногда какие-то моменты вспоминались прямо на репетиции. Тем более, что пьесы не было. Сложность была в том, что нужно было составить пьесу по ролям. Артист Воронежского театра кукол «Шут» им. Вольховского Владимир Руднев: – Это, конечно, большая честь, что мне доверили прикоснуться к спектаклю Вольховского и поучаствовать в нём. Он затрагивает такие струны души, которые в любое время звенят и очень громко. Это во все времена будет актуально. Время – а с момента первой постановки прошло больше 30 лет – не пощадило кукол, созданных главным художником театра Еленой Луценко. Поэтому над их реставрацией ей пришлось изрядно потрудиться. Заново шили костюмы артистам и обновляли декорации. Елена Леонидовна признается: проще сделать новую куклу, чем восстановить старую. Главный художник Воронежского театра кукол «Шут» им. Вольховского, заслуженный художник России Елена Луценко: – Это нужно было всё распарывать, вытаскивать, практически пришлось делать заново. Единственная кукла, к которой я даже не прикоснулась, – воробей. Вот он сохранился идеально. Однако больше всего времени ушло на работу с пугалом. Его приходилось несколько раз переделывать, чтобы снова вдохнуть в куклу жизнь. Где-то приподнять уголочек рта, изогнуть брови или поменять овал лица. Главный художник Воронежского театра кукол «Шут» им. Вольховского, заслуженный художник России Елена Луценко: – У пугало лицо как скульптура и мне пришлось эту скульптуру делать заново. Я дня три провозилась для того, чтобы сделать личико, чтобы оно было живое, потому что для меня очень важно, когда куклы живые. Я даже в первое время брала текст, и когда лепила скульптуру куклы, смотрела, может она произнести этот текст или нет. В постановке заняты всего два артиста, но кажется, что гораздо больше. Так умело они управляют своими персонажами, так быстро и точно переключаются с одного на другой. Большая актёрская нагрузка ложится на плечи Елены Симанович. В её руках оживает и назойливый воробушек, и хитрая лиса, и даже ветер – в общем практически все второстепенные герои. Режиссёр, артистка Воронежского театра кукол «Шут» им. Вольховского Татьяна Сезоненко: – Все образы, которые играет актриса-женщина, это всё – женщина. Она может быть и вредной как воробей, и хитрой как лиса, трогательной и нежной как аистенок, мудрой как ива, деловой как ветер. Это всё женщина в разных ипостасях. Тут две сюжетные линии: одна про трогательную дружбу аистёнка и пугала, а другая – про взаимоотношения мужчины и женщины. Философская глубина, скрытая за казалось бы незатейливым сюжетом, – это отличительная черта всех спектаклей, созданных Валерием Вольховским. Чисто детских постановок у него практически не было. Зритель Федя Гааг: – Мне понравилось чучело! Оно очень смешное, ходит как медведь. Зритель Наталья Гааг: – Это какой-то потрясающий привет от Валерия Аркадьевича Вольховского. Мне посчастливилось, я была с ним знакома и я даже у него брала интервью. И вот сегодня такое ощущение, как будто это такой привет от Валерия Аркадьевича, и настолько радостно, что в нашем театре опять будет этот спектакль. Зритель Юлия Пивоварова: – Я умудрилась и всплакнуть, и восхититься актёрами, какие они красивые, как они умудряются играть шестью персонажами, какие у них голоса. Я здесь не была больше 20 лет, и как бы это не звучало, это очень приятная ностальгия оказаться снова здесь. Спектакль, с одной стороны, очень грустный, но с другой, очень-очень добрый, и от него сердце, душа раскрывается. В «Легенде о добром сердце» звучат стихи Тарковского, Толстого, Барто, а также музыка Вивальди и Альбинони. Их когда-то подбирал сам Валерий Вольховский. Они вне времени, как и сами спектакли мастера, каждый из которых помогает зрителям вспомнить, что у всех нас есть сердца. И что они звенят. Главное этот звон.

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Войдите или зарегистрируйтесь