Воронеж КУЛЬТУРА

В Воронежском ТЮЗе показали три эскиза спектаклей для подростков

В Воронежском ТЮЗе показали три эскиза спектаклей для подростков

Источник: tv-gubernia.ru
В Воронежском ТЮЗе прошла очередная творческая лаборатория. Режиссёры из Москвы и Санкт-Петербурга за 5 дней создали три эскиза спектаклей, которые показывали в различных локациях театра. Пьесы для этой лаборатории отбирали в ходе конкурса современной драматургии для подростков «ДрамТин». За ходом и результатами театрального эксперимента следили наши корреспонденты. В ТЮЗе кипит интенсивная творческая работа. На большой сцене – репетиции эскиза по пьесе Екатерины Тимофеевой «Полина ищет па». По сюжету девочка самостоятельно отправляется на поиски своего отца в Петербург. Из известных данных – только адрес и имя. Автор этого ироничного наброска на актуальную тему неполной семьи – московский режиссёр Анна Морозова. Если на постановку обычного спектакля уходит около 50 дней, то в условиях лаборатории – всего 5 суток. Анастасия Бондарь, Анна Балицкая, актрисы Воронежского ТЮЗа: – Здесь очень быстро всё происходит, это и сложно и интересно. – Я могу добавить: мы привыкли, что у нас репетиционный процесс – 3 часа, перерыв и ещё 3 часа. А здесь мы в 11 приходим и поздно-поздно вечером уходим. Живем здесь, это так интересно! У нас был уже такой опыт. И сейчас такая встряска, что наше актёрское нутро прямо трепещет! Хорошая актерская движуха, школа. Анна Морозова, режиссёр (Москва): – У нас так получилось, что меня зовут Анна Морозова, а героиню пьесы зовут Полина Морозова, и это было решающим. Но не только это было решающим: ещё она ищет отца всю пьесу, а я сама выросла в неполной семье. И мы рассказываем про то, что неполная семья – это, оказывается, такие стереотипы! У нас очень многие выросли в семье: мама и бабушка, а где был папа – у каждого своя история. Но от этого мы не стали более плохими семьями. В рамках конкурса современной драматургии «ДрамТин» в ТЮЗ прислали 71 пьесу, в процессе читок осталось 11, из них режиссеры и выбирали материал для работы. Цель – создать спектакль, интересный для подростка. Юрий Муравицкий, главный режиссер Московского «Театра на Таганке», лауреат Национальной премии «Золотая маска»: – Театр должен, обязан просто, говорить с подростками на их языке. И действительно, театр не должен как-то отделять себя от реальности. И современная драматургия – это очень хороший способ найти современный язык в театре. И все драматурги – и Шекспир, и Чехов, и Островский – они были когда-то современными. И точно так же, как мы сейчас, пытались найти темы, созвучные времени, и язык, который понятен современному зрителю. Для молодых режиссёров такие творческие лаборатории – шанс заявить о себе. Открытием нынешней стал Максим Иванов. Он поставил утончённый, нежный и воздушный эскиз по пьесе Натальи Шор «Раз, два, три, четыре, пять... Машенька идет гулять...». Ирина Алпатова, театральный критик, член экспертного совета и жюри Национальной премии «Золотая Маска»: – Можно взять пьесу, которую поставили 100 театров, даже для подростков, таких миллион: Ярославы Пулинович, кого угодно... А можно открыть что-то своё. Если хочется привлечь к работе молодого режиссёра, которого ты ещё не знаешь, ты должен проверить его в работе. И когда мы смотрели вчера спектакль Иванова, сразу стало видно: человек чувствует, что такое театр. Он мгновенно за 4 дня из 5 листочков моно-пьесы сделал полноценный спектакль. В этой работе актёрам пришлось вспомнить навыки игры на музыкальных инструментах: скрипке, флейте, пианино. А ещё петь и управлять куклой. Всё для того, чтобы показать внутренний мир 13-летней девочки, которая живёт в любой женщине. Максим Иванов, режиссёр-постановщик, актёр (Москва): – Это история об идеалах, это история о мечтах, о воображении, о том, как внутренний мир может поддержать тебя в сложные минуты. Такие внутренние образы только ребёнок может позволит себе фантазировать, сочинять, придумывать, и если они сохраняются с возрастом, то именно они позволяют человеку не потерять надежду. Надежду на встречу с лучшим, на встречу с чудом. Другую историю о мечте на малой сцене ТЮЗа воплотил Василий Сенин, экс-худрук Псковского драмтеатра. Несмотря на внушительный послужной список, режиссёр впервые участвовал в творческой лаборатории: здесь он представил зарисовку по пьесе Сергея Казанцева. Получилась динамичная и многослойная история про отложенную в долгий ящик мечту, об абсурдности этого понятия и поиске своего предназначения. Василий Сенин, режиссёр (Санкт-Петербург): – Когда ты работаешь профессионально в поле производства спектаклей в профессиональных театрах, у тебя есть некие обязательства. Это некий формат. Понятно, что это творческая работа, но, тем не менее, она предусматривает очень большой уровень ответственности, а лаборатория – это абсолютно безответственная история. Потому что на территории эксперимента профессионал позволяет себе то, что он боится позволить себе в жёстких рамках производственных. Актёры ТЮЗа говорят: лаборатория – это и вызов, и праздник для артиста. Во время таких интенсивов происходит колоссальное высвобождение творческой энергии. Можно получить роль мечты или, наоборот, работу на сопротивление. Увидеть свои возможности с другого ракурса. Ярослав Козлов, актёр Воронежского ТЮЗа: – Ну, это ж лаборатория! Получится – получится, не получится – так не получится. Это гениальная фраза для лаборатории, потому что можно хулиганить, выдумывать всё, что вероятно и невероятно: нет определённого результата, никто не идёт на какой-то подвиг. Это хулиганство. Где хулиганят артисты, где хулиганят режиссеры и, конечно, все цеха (свет, звук) направлены на то, чтобы сделать некий образ. И плюс, и минус лабораторных работ – в том, что эскиз увидеть можно лишь однажды. После показов прошли свободные обсуждения, где зрители задавали артистам и режиссерам вопросы и делились своими впечатлениями. Ну а как сложится судьба получившихся эскизов, покажет время.