Воронеж КУЛЬТУРА

Театр кукол «Шут» представил премьеру по «Воронежским тетрадям» Мандельштама

Театр кукол «Шут» представил премьеру по «Воронежским тетрадям» Мандельштама

Источник: tv-gubernia.ru
Под занавес сезона в Воронежском театре кукол – премьера. Впервые на сцена «Шута» куклы заговорили стихами Осипа Мандельштама. «Воронежские тетради», которые поэт написал в ссылке, воплотил на сцене главный режиссер Санкт-Петербургского Большого театра кукол Руслан Кудашов. Их он сравнил с «Божественной комедией» Данте. Результат творческого эксперимента на генеральной репетиции увидела съёмочная группа «TV Губернии». ...Из темноты сцены выступают 5 персонажей - Щегол, Дворовый Кот, Чаплин, Данте и Дон Кихот. Все они встречаются в «Воронежских тетрадях». Вершину своего творчества Мандельштам написал с 1934-го по 1937 год, находясь в ссылке. Это не просто образы – это и осколки сознания поэта, его ипостаси. У каждой марионетки своя роль. Это определенный актерский вызов, когда, находясь в одном образе, нужно транслировать другой, признаются артисты. Владислав Ефанов, заслуженный артист Воронежской области, исполнитель роли Мандельштама-Данте: – Данте здесь играет роль человека, который может сопротивляться системе, внутреннего, сильного, мощного стрежня, какой-то такой вековой силы и той личности, которая способна преодолеть круги Ада. Лично для меня эта роль знаковая – на рубеже своей жизни вдруг я получаю такую роль, которая во мне очень сильно откликается. Ну а для Мандельштама это та грань личности, которая позволяет побороть невзгоды какие-то, пережить их, опереться. Владимир Руднев, актер Воронежского театра кукол «Шут» им. Вольховского, исполнитель роли Мандельштама-Дон Кихота: – Мандельштам-Дон Кихот — это уже тот Мандельштам, у которого большой опыт, багаж и уже ссылка, все эти тюремные заключения, попытка суицида. Очень тяжело представить себе такого человека. И передать его голосом, пластикой, мыслями, и все-таки остающимся жить. Труппе «Шута» повезло. За постановку этого непростого спектакля взялся профессионал с большой буквы, лауреат множества премий, главный режиссер питерского Большого театра кукол Руслан Кудашов. Руслан Кудашов, главный режиссёр Большого театра кукол (Санкт-Петербург), лауреат театральных премий «Золотая маска», «Золотой Софит», «Арлекин»: – Сами тексты Мандельштама очень непросты, они во многом ассоциативны, не все можно разжевать, расшифровать. Есть вещи, которые на интуитивном, чувственном уровне можно воспринять. Марионетки всегда стремятся вверх, поэзия тоже возвышающая, поэтому инструмент высказывания вполне логичный. Тексты «Воронежских тетрадей», особенно последняя часть, полны воздуха, каких-то лучей небес, чего-то стремящегося отсюда куда-то ввысь, в вертикаль. Марионеточная тропа, на которой стоят актеры, управляя куклами, выполнена в форме креста, который как будто нависает над поэтом, предрекая печальный исход. По краям сцены – антагонисты: Надежда, жена поэта и следователь. Между ними и жителями мандельштамовского мира всполохами возникает Наталья Штемпель, которая помогала поэту в ссылке и которой он посвятил свои самые светлые стихи. Ее Осип Эмильевич прозвал «Воронежской Лаурой». В основе драматической инсценировки, которую написал Руслан Кудашов, лежат исторические документы – тексты допросов и пронзительные воспоминания обеих женщин. Следователь – конкретная историческая личность — Николай Шиваров, который заведовал литературной секцией секретно-политического отдела ОГПУ. Исполнитель роли Эдуард Кокарев говорит: примерить на себя образ такого жесткого, даже бессердечного, человека было морально сложно. Эдуард Кокарев, актер Воронежского театра кукол «Шут» им. Вольховского, исполнитель роли Следователя: – В итоге судьба этого человека такая же, как и Мандельштама – он расстрелян в итоге был. То есть Мандельштам был загублен в лагерях так же, как этот человек. Да, он любил литературу, был увлечен литературой. Но он служил своему делу, он выполнял свою задачу. Даже самая мягкая душа, которая, казалось бы, может быть такой, но она может губить людей, уничтожать, улыбаясь. Он может быть как Крысобой в «Мастере и Маргарите», а может быть и Иешуа – и тоже губить людей. Актеры Воронежского театра кукол признаются — работать над спектаклем было очень интересно. Поэзия Мандельштама не далась с лёту, поэтому пришлось вложить много творческих сил, чтобы освоить тексты и чтобы куклы заговорили этими строчками. Руслан Кудашов, главный режиссёр Большого театра кукол (Санкт-Петербург), лауреат театральных премий «Золотая маска», «Золотой Софит», «Арлекин»: – Время пытается упросить нас, превратить в формулы, схемы, и мне кажется, этот материал необходим, потому что он непростой. И зрителю в театр нужно приходить не за простыми вещами, а за теми вещами, которые могут обогащать зрителя и открывать что-то другое, что-то новое. А все новое открывается с большим трудом. Спектакль получился пронзительным, тонким, глубоким, искренним, со всей питерской интеллигентностью Руслана Кудашова и мастерством актеров Воронежского театра кукол. В нем нет тяжести бремени поэта, но есть свет. К которому, несмотря ни на что, шел Осип Мандельштам.