Воронеж КУЛЬТУРА

Воронежский художник рассказал, как создаёт авторские куклы, где черпает вдохновение и сколько стоит фарфоровая красавица

Воронежский художник рассказал, как создаёт авторские куклы, где черпает вдохновение и сколько стоит фарфоровая красавица

11:04 01 декабря 9210 Пожаловаться на новость
Источник: tv-gubernia.ru
Фарфоровые барышни за чаепитием вокруг изящного столика. Прозрачная кожа, лёгкий румянец, живые глаза, шёлковые волосы, миниатюрные пальчики. Так выглядят авторские куклы воронежского художника Николая Павлова, который мастерит изящных красавиц уже более 15 лет. Его работы представлены во многих частных коллекциях России и зарубежья: например, владельцем одной из кукол стал бывший мэр Москвы Юрий Лужков.  «После двухсотой куклы перестал их считать»  Интерес к куклам у 49-летнего Николая Павлова – из детства. Он начался с подаренных родителями советских шарнирных кукол Буратино, Мальвины, Пьеро и Артемона, у которых поворачивались головы, двигались ручки и ножки.  – В школе на конкурс мягких игрушек смастерил собачку из маминого норкового воротника и занял первое место, – рассказывает Николай Павлов. – Конечно, маме жалко было мех, но собачка ей понравилась. В старших классах сделал планшетную куклу – обезьянку, у которой открывался рот, работали конечности. На переменах за мной бегало полшколы, а я с удовольствием оживлял мартышку, говорил от её имени. Потом делал друзьям в качестве подарков игрушки из поролона – Аллу Пугачёву, мышку и других персонажей.   Затем была учёба в Курском государственном университете. Сначала по специальности «преподаватель ИЗО и черчения», а затем – «полиграфический дизайн».  – Работая в рекламном агентстве, получил заказ от детского магазина, – делится Николай. – Полез за идеями в интернет и наткнулся на изображение – на большой мужской ладони сидела крошечная кукла. Она была как живая: блестящие глаза, ресницы, волосы, аккуратные пальчики. Узнал, что это авторская работа, и она настолько потрясла меня, что захотелось самому сделать что-то похожее. Знаний не хватало, и многие профессиональные приёмы начинающему мастеру приходилось осваивать на ходу. Не просто было и с материалом – дефицитный запекаемый пластик доставался с трудом и стоил немалых денег.  – Первую куклу Фиону из пластика создал исключительно для себя, посадил дома на видное место, полюбовался и решил, что на этом всё, – продолжает мастер. – Приехала сестра из Питера и ахнула: «Какая красота! У тебя есть талант, займись этим серьёзно».  Потом случились первая игрушка на продажу, кукла-барышня под заказ, персонажи для новогодней выставки и так далее, вплоть до персональных экспозиций – первую мастер готовил ровно год и сделал для неё 60 кукол. Главными и любимыми оставались детские образы, которые создавались парами – девочка и мальчик.  – Наверное, после двухсотого экземпляра перестал считать свои работы, – отмечает Николай Павлов. – Со временем увлёкся созданием кукол из фарфора – материала, который в Петровские времена стоил дороже золота и использовался в качестве валюты. Научился работать с ним, делать так называемую надглазурную роспись, создавать реплики старинных кукол.  Кукла для Юрия Лужкова  Процесс создания фарфоровой красавицы состоит из нескольких этапов. Вначале из глины, пластика или скульптурного пластилина делается мастер-модель. Затем в форму, состоящую из двух половинок, заливается фарфор. Отдельно создаются голова, ручки, ножки. После того как материал застыл, детали для будущей красавицы обжигают на небольшом огне. Наконец, производится надглазурная роспись кукольного лица – здесь важно попасть в оригинальный тон цвета кожи, румян. Слой за слоем – их минимум семь – запекаются в специальной печи при температуре 740 градусов. Это нужно для того, чтобы краски не смешивались и создавали эффект естественной кожи. Отдельно запекается роспись бровей и ресниц. Из натуральной овчины или меха козы делаются волосы. Самое сложное – смастерить аккуратные ручки, деликатно вылепив каждый пальчик. В среднем на изготовление одной куклы уходит около месяца.  – Важно создать завершённый образ, включая причёску, костюм, – говорит мастер. – Здесь большую роль играет такая штука, как насмотренность. В вузе у нас была игра: преподаватель показывал различные картины, а мы должны были угадать автора и эпоху. Это очень помогает безошибочно воспроизводить исторические костюмы. На занятиях по декоративно-прикладному искусству получали обширные навыки: изучали ткачество, вышивку, кружевоплетение, работу с кожей и пластиком. Абсолютно всё пригодилось в процессе изготовления кукол: платья, бантики, чулки, любые украшения делаю сам.  Сегодня фарфоровая красавица ручной работы может стоить от 300 до 1500 долларов. Часто их делают по заказу коллекционеров или в качестве оригинального подарка, имеющего портретное сходство с тем, кому он предназначен. Куклы Николая Павлова представлены во многих коллекциях как в России, так и за рубежом. А одну из них приобрёл бывший мэр Москвы Юрий Лужков.  За более чем 15 лет работы куклы и мишки Николая Павлова побывали на десятках общероссийских и международных выставок, где удостоились высоких наград и дипломов.  – Мне нравится наблюдать за людьми, которые приходят на выставки, – делится Николай. – Вначале человек погружён в свои проблемы. А потом – раз! – и в нём просыпается ребёнок. Ведь у каждого когда-то была любимая кукла или любимый плюшевый мишка. Мы смотрим на кукол, возвращаемся в детство, у нас разглаживаются морщинки, блестят глаза и теплеет на душе. С 25 декабря с работами Николая Павлова можно будет познакомиться на выставке «Кукольное поМИШательство» (Зал Союза художников, ул. Пушкинская,7).