Воронеж КУЛЬТУРА

Воронежский театр кукол приглашает на премьеру: «Про умную собачку Соню»

Воронежский театр кукол приглашает на премьеру: «Про умную собачку Соню»

Источник: tv-gubernia.ru
В Воронежском театре кукол появилась «умная собачка». Речь не о Биме, который до сих пор ждет своего возвращения на площадь перед «Шутом», а о Соне — героине рассказов классика детской литературы Андрея Усачева. Экспериментальный спектакль на Малышкиной сцене поставил народный артист России Камиль Тукаев, для него это первая работа в театре кукол. О секретах создания постановки «из чемодана» рассказали на пресс-показе. Легким движением руки актера Станислава Беляева ватман превращается... в умную собачку Соню из рассказов Андрея Усачева! Немного театрального волшебства, и силуэт готов. Пару штрихов — и следом вырисовываются глаза, ушки, и вот уже дворняжка виляет хвостиком. Кукол, как таковых, в постановке нет, вся история рождается буквально здесь и сейчас, на глазах у зрителей. Станислав Беляев, актер Воронежского театра кукол им. Вольховского: — Изначально я не понимал, как из простого листа бумаги сделать собаку, а потом это как-то ловко получилось. И это развивает моторику пальцев у ребенка, развивает его фантазию. Мы работаем с такими куклами, как тростевые, планшетные, тантамарески, а тут простой кусок бумаги, и надо сделать так, чтобы из него получилось собачка, чтобы она была живая, чтобы ребенок поверил нам, что это не просто лист, а живой персонаж. Нарисовала историю о приключениях королевской дворняжки и ее хозяина Иван Иваныча художник Елена Белых, а поставил спектакль — народный артист России Камиль Тукаев. Для него, как и для самих артистов, это первая работа на Малышкиной сцене. В спектакле много живого плана и импровизации, что непривычно для кукольников. До самого чуткого в мире зрителя буквально рукой подать, за куклой или партнером по сцене не спрячешься. Камиль Тукаев, народный артист России, обладатель премии «Золотая Маска», актер, режиссер: — Соединить драматическое существование актеров изумительных, именно в живом плане. А второе — чтобы дети понимали, что придя домой, можно точно такой же театр создать. Этим спектаклем я как раз хотел будить фантазию детей, чтобы они понимали: начав с того, чтобы вырезать собачку Соню, можно в конце концов создать свой маленький мир, маленький театр и маленькое счастье. Сами актеры называют спектакль увлекательным уроком. Озорная и любознательная дворняжка Соня, словно маленький ребенок, пытливо изучает мир, попадая в самые забавные ситуации, чтобы научиться самым простым, но важным вещам: говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания»; азам безопасности, а еще тому, что мы ответственны за тех, кого приручили. Софья Иголкина, актриса Воронежского театра кукол им. Вольховского: — На сцене я играю себя, девочку Соню Иголкину. Как я чувствую, как ощущаю себя в детстве. От зрителя много берешь и чувствуешь, и ощущаешь. Интересно будет посмотреть и взрослому зрителю, наверняка, они вспомнят, как себя в детстве вели. И родители учат, и школа учит, но они наступают на одни и те же грабли. Ну почему? Потому что они должны сами пройти этот путь! Самое яркое пятно в спектакле — желтый чемоданчик, который превращается и в телевизор, и в теневой театр, и в домик, где живут герои, и в место, где хранится реквизит — передал театру Камиль Тукаев. Подарок пригодился. А сам режиссер не может нарадоваться тому, что попал в этот сказочный мир. Камиль Тукаев, народный артист России, обладатель премии «Золотая Маска», актер, режиссер: — Это такая какая-то нежность, понимаете? Какая-то театральная нежность. К тебе все относятся очень нежно, начиная от гардеробщиц. Это какая-то маленькая семья. И даже когда я пришел сначала, то подумал: вот попугаи эти — ну как при них люди они работают, как могут репетировать? Я говорю: все время попугаи мешают. А мне говорят: ничего нельзя сделать, ведь это наши попугаи! Искусство театра кукол — это древнее искусство и одно из самых первых. И я с большим уважением отнесся к этому, пытаясь не нарушить тот внутренний мир этого театра, который был создан еще Валерием Вольховским. Я помню его, был знаком, когда приехал в Воронеж, мы общались — плотно и по-приятельски. Принципиальным решением режиссера стало то, что на роли главных и единственных актеров он пригласил именно семейные пары, чтобы создать атмосферу тепла и уюта. Варя Ермакова, Кира Колесникова, Василиса Колесникова, зрители: — Мне очень понравилось, когда Соня обожглась током электрическим, мне было интересно, как там появился за телеком дракон! Мне показалось, что этот дракон — Змей Горыныч! Мне понравилась вся история, потому что мы читали книгу целую, а еще на Алисе слушаем. Я очень многому научилась: что не надо совать руку или ногу в розетку, еще надо быть воспитанной, я всегда говорю «здравствуйте», иногда только стесняюсь, всегда говорю «до свидания». Кстати, текст Андрея Усачева остался практически неизменным, за исключением того, что конфеты тут именно воронежские. Камиль Тукаев рассказал: идея такой лаконичной постановки родилась благодаря сыну, который в детстве любил создавать из простых вещей нечто особенное. Поэтому после показа маленькие театралы могут унести с собой на память кусочек спектакля. (3+)