Воронеж КУЛЬТУРА

В Воронеже состоялась мировая премьера балета «Война и мир»

В Воронеже состоялась мировая премьера балета «Война и мир»

17:50 14 сентября 8844 Пожаловаться на новость
Источник: tv-gubernia.ru
«Здесь побеждают не флаги, а любовь». В Воронеже — балет «Война и мир» по мотивам романа-эпопеи Льва Толстого в исполнении артистов «Донбасс Оперы» при поддержке других театральных коллективов. О том, как эта постановка связана со столицей Черноземья, и о самом спектакле, создававшемся буквально на стыке войны и мира — сюжет «ТV Губернии». В закулисье как никогда многолюдно: на сцену готовятся выйти более 200 человек из трёх театров — Воронежского, «Кремлёвского балета» и «Донбасс Оперы». Суета и волнение: еще бы, мировая премьера: «Война и мир» по роману Льва Толстого. Дончане уверены: эта постановка — про них. Мирослав Грабовский, артист Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. Соловьяненко: — У нас и война, и мир. Понимаете, с одной стороны, идет война, а с другой стороны, идешь по улице — люди живут, женщины катают коляски, детки малые бегают. Военные действия идут, обстрелы идут, а мы продолжаем работать. Репертуар у нас сейчас колоссально большой, концертные программы, спектакли — все есть, только показывать это все приходится на выездных концертах, а на основной сцене нет возможности. Оставшись без крыши над головой, они обрели колоссальную поддержку. Эти люди, как никто другой, знают, что такое война и мир, поэтому вживаться в персонажей Толстого им было не сложно. У многих на фронте близкие. Иван Негробов, премьер Воронежского театра оперы и балета, лауреат международного конкурса: — Мне кажется, в данный момент поддержать Донбасский театр оперы и балета очень важно, и я очень рад, что они выступают у нас на сцене с балетом «Война и мир». Балет замечательный, балет восхитительный, для нашей труппы — это событие, что мы участвуем в столь грандиозном проекте. Партию Наташи Ростовой исполняет ведущая солистка «Кремлёвского балета» Екатерина Первушина. Она говорит, что это практически драмбалет, в котором нужно выкладываться по полной и работать актерски. Екатерина Первушина, ведущая солистка театра «Кремлёвский балет», заслуженная артистка РФ: — Роман огромный, и Наташа вместе с романом растет. И как можно за два акта, за два часа так измениться? В моем репертуаре такого персонажа еще не было: сильной, самоотверженной, в то же время доброй, нежной, как настоящая русская женщина. Масштабный проект объединил не только балетные коллективы. Он создавался буквально всей страной в едином могучем порыве. Айдар Шайдуллин, продюсер постановки, заслуженный артист РФ: — Декорации изготавливались в «Донбасс Опере», Республике Марий-Эл (на базе Марийского государственного театра оперы и балета), в Москве. Костюмы шились в Москве, в Воронеже, в Ростове-на-Дону, в Краснодаре, в Перми. Спектакль вышел в производство в достаточно короткие сроки, то есть для такого грандиозного и масштабного спектакля 6 месяцев упорной работы — это очень мало. В постановке много метафор. Например, в сцене битвы при Аустерлице на подмостки выкатывается огромное колесо фортуны. А Наполеон танцует с самой Войной. Такой наглядный образ Войны в постановку ввел инициатор постановки — худрук и основатель театра «Кремлевский балет». Андрей Петров давно мечтал воплотить эпопею Толстого на сцене, но пазлы не складывались, потом решил — когда, если не сейчас, и кто, если не дончане. Помог грант Президентского фонда культурных инициатив. Балетмейстер торопился и вложил в создание этой постановки буквально все свои силы, так и не дожив до премьеры. Александр Литягин, художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета, заслуженный артист Воронежской области: — Для Воронежского театра оперы и балета поистине большая честь — соучаствовать в этом произведении искусства, в этом проекте, который создали два мастера — Андрей Борисович Петров и Вячеслав Александрович Овчинников. Поскольку композитор является воронежцем, а музыка является родоначальником любого хореографического искусства, соответственно, без музыки не появилось бы на свет такого красивого спектакля. Юрий Парамоненко, музыкальный руководитель и дирижёр постановки, заслуженный артист Донецкой Народной Республики: — Музыка для нас необычна, потому что композитор — наш современник, ХХ столетия, поэтому музыкальный материал отличается от того, который исполняем. Артистам впервые приходилось такую музыку исполнять, были разногласия, споры, но потом мы разложили все по полочкам. Музыка шикарная! Эту музыку воронежский композитор Вячеслав Овчинников изначально писал для знаменитого фильма «Война и мир» Федора Бондарчука. Для спектакля партитуру пришлось немного переделать. Наталия Синицына-Овчинникова, вдова композитора Вячеслава Овчинникова: — Сценическая постановка и кинематографическая — это совершенно разные жанры, и жанр рисует требования к музыке. Вячеслав Александрович вообще очень образованный человек, энциклопедический, Толстого перечитывал не один раз, не раз ездил в Ясную Поляну. Лев Николаевич Толстой как раз много анализировал соотношение таких состояний в обществе, как война и мир: кто как реагирует, вот эти сплетения, переплетения судеб, у нас сейчас тоже состояние войны и мира. Первые показы «Войны и мира» прошли в Крыму — в Симферополе и Севастополе; потом заветная сцена Большого театра в Москве. Воронеж стал четвёртым городом, увидевшим эту постановку. Случилось это как раз благодаря вдове композитора Наталье Синицыной-Овчинниковой. Мария Мазур, руководитель департамента культуры Воронежской области: — Мы долго разговаривали с ней о том, как «Донбасс Опера» совместно с «Кремлёвским балетом» готовят фантастический спектакль, легендарный спектакль «Война и мир». И в этом разговоре совместно появилась идея: не может Воронеж не увидеть одним из первых этот балет! И мы приложили совместно с театром оперы и балета огромные усилия для того, чтобы после сцены Большого театра буквально прошло два дня, и спектакль — на Воронежской сцене. Грандиозный спектакль только начал свой путь по России. Уже запланированы гастроли в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске. Плюс фестиваль в Минске. В каждом театре к постановке будут привлекать местных артистов, так что её уже вполне можно назвать народной. (12+)