Воронеж КУЛЬТУРА

В Воронежском ТЮЗе поставили спектакль по повести «Чёрная курица»

В Воронежском ТЮЗе поставили спектакль по повести «Чёрная курица»

Источник: tv-gubernia.ru
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку». Эта поучительная цитата — из волшебной повести Антония Погорельского «Чёрная курица». Мир подземного королевства решились воплотить на сцене Воронежского ТЮЗа. Что из этого получилось? При взгляде на закулисье Воронежского ТЮЗа в глазах начинает двоиться и троиться. Гримерку заполонили рыжие мальчишки. Это своеобразные двойники главного персонажа — Алёши из волшебной повести Антония Погорельского «Черная курица». Реквизит готов, грим наложен, костюмы надеты: можно выходить на сцену. Зрители еще только собираются, а главный герой уже на сцене. Алёша с головой погружён в рыцарский роман «Айвенго». В пансионате над ним потешаются другие ученики, а учителя строго наказывают за не выученные уроки. Все, что есть у мальчика — мечты, книга и дружба с курицей Чернушкой. Её играет актриса Лилия Юникова. Лилия Юникова, актриса Воронежского театра юного зрителя: — Мы даже больше отталкивались именно не от тела, а от того, что я работаю в шлеме, как в уличном театре — от маски. У меня есть группа нереализованных звуков: это дельфины, коты. Но здесь нужно было добыть звук курицы, я включала видео и занималась вечерами куриными звуками. Куриные звуки — это теперь моё хобби! Однажды жизнь единственного друга Алёши буквально виснет на волоске. Впрочем, курочка оказывается не простая. За героическое спасение министра подземного королевства местный правитель дарует мальчику волшебное семечко, которое может исполнить любое желание. Для актера Евгения Шендеровского это первая главная роль. Говорит, в детстве он сталкивался с теми же проблемами, что и его персонаж. Евгений Шендеровский, актёр Воронежского театра юного зрителя: — Я на 99% похож на него, потому что в школе — аналогичная ситуация: я где-то в облаках, я не был на уроке, я был где-то у себя в голове. И я хорошо понимаю: если бы мне на тот момент дали зернышко, было бы все плохо — для остальных, а потом и для меня, потому что огромную власть обычный мальчик не удержит. Большая сила — это большая ответственность. В постановке идет противопоставление сказочного, полного самоцветов подземного мира, в который попадает главный герой, и серой, невзрачной реальности, где взрослые как бы возвышаются над детьми за счет высокой платформы на обуви. Анна Иткина, художник-постановщик: — И так родились котурны, которые на физическом уровне: взрослые выше, чем дети. Но потом они дали развитие в походке и в образе, потом у нас родился друг Чернушка — не волшебная тетя, которая сверху помогает, а друг, наравне с мальчиком. Алина Кушим, режиссёр-постановщик: — Вроде бы это подземелье, подземные жители, некоторая шахта, царство мертвых, но оно, как ни странно, в нашем спектакле оказывается добрее, нежнее, открытее, чем тот реальный мир, в котором мальчик проводит свое время. Мне кажется, что это понятно подросткам. Что подростковое время — когда какая-то нестыковка идет с реальным миром. Столичному режиссеру Алине Кушим в сказке, прежде всего, был интересен не мистический флер, а человеческий мотив и психологизм главного героя, его взросление. Кстати, самой сложной частью подготовки к спектаклю оказалась переработка прозы в пьесу. Погорельский написал эту сказку для маленького Алексея Толстого в весьма нравоучительном тоне, который современные подростки плохо воспринимают. Поэтому в постановке много шуток, танцевальных вставок и принципиально стерты временные рамки. Антон Ткаченко, автор инсценировки спектакля: — Я работаю в школе учителем литературы, и когда мы обсуждали целевую аудиторию, мы начали говорить, что этот текст очень сложен для детей 5 класса. И пошли от того, чтобы сделать этот текст понятным, потому что там столько вопросов. И если посмотреть в историю детской литературы вообще, то этот текст оказался предвестником многих произведений фэнтезийных, фантастических, которые дальше появились в русской и зарубежной литературе. Аня Смирнова, ученица 8 класса гимназии №10, зритель: — Такая уютная постановка, очень понравилась Чёрная курица, её очень здорово сделали, все детали проработали, перья разбросали, это очень интересно. Сам по себе этот рассказ, честно, очень специфический. История мальчика Алёши и Чёрной курицы заставляет задуматься о множестве проблем, с которыми встречается любой человек. Она — об искушениях и раскаянии, одиночестве и дружбе, предательстве и верности, гордыне и прощении. Однако в спектакле нет однозначных ответов. Поэтому каждый зритель должен задать себе вопрос: а как бы поступил я? (6+)